Ко Дню памяти жертв политических репрессий в Мангистауском районе прошел митинг, организованный Мангистауским районным центром молодежной политики совместно с районным отделом образования.
Митинг прошел у памятника Жалау Мынбаеву, который возвышается в центре села Шетпе. Цель мероприятия – вспомнить безвинных жертв политических репрессий 30-х годов прошлого столетия, формирование через историю народа в подрастающем поколении патриотических чувств, уважительного отношения к памяти погибших сыновей и дочерей народа.
В митинге приняли участие свыше ста учащихся школ села Шетпе, работники государственных органов и учителя. Митинг открыл аким района Жармаганбет Айтуаров, который подчеркнул важность Дня памяти жертв политических репрессий для современного общества, ибо жертвами в массовых репрессиях стал весь народ, нет такой семьи, которую обошли эти репрессии.
Затем слово было предоставлено потомку народного акына Тумена Балтабасулы, которого судили по ложному доносу, Толепу Еменулы. Он рассказал о своем деде и Жалау Мынбаеве. Жалау Мынбаев, как мы знаем, уроженец города Форт-Шевченко, партийный и советский деятель Казахстана, в 1923 году вступил во Всесоюзную партию большевиков (ВКП(б). С 1918 по 1923 годы он находится на разных должностях - был заместителем председателя Адайского Совдепа, заместителем начальника милиции, председателем Ревкома Форт-Александровска (ныне Форт-Шевченко). В 1923-1925 гг. - председатель исполнительного комитета Уральской губернии, в 1925-1927 гг. председатель КазЦИК, в 1927-1929 гг. председатель исполкома Гурьевского округа. Избирался делегатом на XVI съезд ВКП(б). Жалау Мынбаев высказывал свое несогласие с голощекинско-сталинской моделью «преобразований» Казахстана. В 1927 г. был снят с поста председателя КазЦИК по обвинению в «национал-уклонизме» и поддержке групповой борьбы. Умер после тяжелой болезни.
Такой же митинг прошел возле памятника народному батыру ДосануТажиеву,который вместе с ИсойТленбаевым поднял восста́ние в 1870 году, вошедшее в историю под названием «адаевское». Батыров поддержали казахи племени адай и и отчасти туркмены-йомуды, жившие на полуострове. Восстание было направлено против введения на полуострове царским правительством ряда административных реформ под общим названием «временное положение».
Напомним, что День памяти жертв политических репрессий был утвержден в 1997 году и каждый год отмечается 31 мая.
Как отметил Аллаберген Конарбаев, директор Мангистауского районного центра молодежной политики, 31 мая сотни тысяч наших соотечественников - немцы, корейцы, чечены и ингуши, кабардинцы и черкесы, балкары и карачаевцы, крымские татары, курды, турки-месхетинцы, греки вспоминают своих предков, против своей воли высланных в Казахстан в прошлом веке.
- Согласно историческим документам, в 1920–1940-е годы авторитарная власть Советского государства стала осуществлять насильственное выселение неугодных ей народов с обжитых обустроенных земель. Их выселяли из родных мест, которые затем заселялись другими поселенцами. В 1928–1936 годах в Казахстан из России, Украины и Беларуси было выселено 360 тысяч человек. С 1937 года из районов Дальнего Востока, находящихся близко к государственной границе, в Среднюю Азию и Казахстан стали насильственно переселять корейское население. Эти события стали началом насильственной депортации народов в Казахстан. Осенью 1941 года из Поволжья было выселено 1 млн. 120 тысяч немцев, из них 420 тысяч были размещены в Казахстане. В июне 1942 года из Краснодарского края, Крымской АССР, Армении, Азербайджана, Грузии в Казахстан были выселены 24 670 греков, 29 505 представителей других народов.В 1940–1941 годах было депортировано 102 тыс. поляков. В 1943–44 гг. было проведено насильственное переселение в Казахстан 507 тыс. балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев, 110 тыс. турок-месхетинцев, 180 тыс. крымских татар. Всего за 1937–1944 гг. в Казахстан было депортировано 1 млн. 209 тыс. человек, а вместе с эвакуированными – около 1 млн. 740 тыс. человек, - сказал А. Конарбаев и добавил, что казахский народ, сам переживший величайшую трагедию – голод, все тяготы массовых политических репрессий, жертвуя последним, подвергая себя опасности, оказал неоценимую помощь этим народам в самый критический момент их жизни. Депортированные народы нашли в Казахстане не только место, где можно было пережить лихую годину, но и обрели вторую родину для себя и своих потомков. Они не только выжили, сохранились как этносы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Казахстана.