На основании правил о проведении ежегодных отчетов о деятельности субъекта естественной монополии по предоставлению регулируемых услуг ТОО «МАЭК-Казатомпром» отчиталось о проделанной работе перед потребителями. Соответствующее объявление в газете выходило трижды и все-таки в качестве слушателей в зале присутствовали лишь работники МАЭКа: из порядка тридцати человек, от силы лишь пятеро были представителями городской общественности. Впрочем, не мудрено – день рабочий, время – 15.00.
Заместитель генерального директора по экономике Кадырбай Касымбеков представил вниманию слушателей доклад по результатам деятельности предприятия. Как известно, в состав МАЭКа входит две теплоэнергоцентрали (ТЭЦ), одна тепловая электростанция (ТЭС), завод приготовления дистиллята (ЗПД) и промышленного тепловодоснабжения (ПТВС), ремонтный завод. Работают на комбинате порядка трех тысяч семисот человек.
Далее была озвучена информация, связанная с производством тепловой энергии, питьевой, технической и горячей воды, и с подачей морской воды. Эту часть доклада сопровождало важное тематическое пояснение, озвучиваемое из года в год, о том, что парк энергопроизводящего оборудования на предприятии ежегодно устаревает, постоянно требуются финансовые вложения для продления его эксплуатационного ресурса. Общий износ оборудования на предприятии составляет в среднем 75,6%, но денег у МАЭКа нет, регулярное повышение тарифов должного эффекта не имеет и предприятие просто работает себе в убыток...
Так, например, утвержденный соответствующим антимонопольным органом тариф на производство теплоэнергии составил 2419 тенге за Гкал, а реальная себестоимость– 3 754 тенге, то есть тариф утвержден ниже себестоимости.
По производству воды в 2017 году: средний утвержденный тариф питьевой воды – 179 тенге за кубометр, а реальная себестоимость составляет 215 тенге за кубометр; технической воды– 54 тенге, а реальная себестоимость 129 тенге; горячей воды– 93 тенге, а себестоимость – 144.
Впрочем, для населения тарифы выглядят уже по-другому – из-за наценок передающих организаций ГКП «Каспий жылу, су арнасы» (КЖСА) и нормативных потерь. По словам докладчика, наблюдается дисбаланс тарифов до конечного потребителя:
– МАЭК, являясь производителем энергоресурсов, затрачивает значительные средства, материалы на опреснение морской воды, добычу минерализированной воды из источника Куюлус, подготовку питьевой воды, составляющая же МАЭКа в конечном тарифе по производству питьевой воды составляет 59%, технической - 35% и горячей – лишь 47%, – сообщил докладчик.– Это говорит о том, что тарифы МАЭКа не соответствуют фактической себестоимости и транспортировка слишком дорогая в соотношении с производством.
И дальше сокрушенно поясняет, что «…необходимость повышения тарифов вызвана убыточностью монопольной деятельности, предприятие многие годы несет существенные убытки, и за прошлый год они составили в целом 2,5 млрд. тенге».Причины он также озвучил: «Необходимость выполнения инвестиционных обязательств, рост цены на газ негативно влияют на предприятие, убыточность не позволяет полноценно поддерживать оборудование. За последние три года рост цены на товарный газ произошел неоднократно, а газ это наше основное топливо, затраты на него составляют более 60%. За 2015-2017 годы цена возросла на 35% и на сегодня составила 19 831 тенге за тысячу кубометров.На производство тепловой энергии для населения цена увеличена тоже и составляет 9 200 за тысячу кубометров. В текущем году ожидается дальнейшее повышение цены на газ».
Рост объемов потребления услуг по теплоэнергии и водам обусловлен развитием малого и среднего бизнеса, ростом населения, интенсивным строительством, вводом новых объектов и т.д. Рост потребления горячей воды вырос на 21%, тепла – 17%, питьевой воды – 7 %. Снижение прослеживается лишь по технической воде – на 36%.
Всего по итогам 2017 года затраты на производство тепловой энергии составили 3,6 млрд. тенге. Учитывая утвержденный тариф – 2,3 млрд., получается, что денег требуется больше на 1,3 млрд. тенге, но уполномоченный орган в 2015 году утвердил заведомо убыточную тарифную смету».
Впрочем, по словам докладчика, запланированный капитальный ремонт на предприятии выполнен в полном объеме.
Финансовый результат по итогам деятельности в 2017 году по всем видам услуг составил 4 838 млрд. тенге,расходы – 7,3 млрд., убытки, как уже было сказано выше – 2,5 млрд. тенге.
***
Расчетно-кассовый центр также является одним из структурных подразделений предприятия, в нем работают 80 сотрудников. Они обслуживают 68 тысяч потребителей, из которых около 66 тысяч – физические, 2200 – юридические лица.
Для удобства потребителей еженедельно по пятницам с 14.00 до 17.30 часов по предварительной записи проводится личный прием населения начальником РКЦ, а также ежедневно ведется прием экономистом ЦОП по вопросам потребителей. Сцелью принятия комиссионных решений по обращениям граждан ежемесячно во второй вторник устраивается день открытых дверей с участием руководителей ТОО, представителей городской жилищной инспекции и передающих организаций.За отчетный период от населения было принято порядка двух с половиной тысяч жалоб.
***
Во второй части встречи слушателям была предоставлена возможность задавать вопросы, но так как представителей городской общественности и населения практически не было, соответственно и вопросов было озвучено не много.Однако кое-что все-таки обсудили.
В частности жительница 14 мкр., пожаловалась на то, что ответы РКЦ на возникающие вопросы часто не удовлетворяют жителей. Она также подняла вопрос относительно начислений без учета смены тарифов. К примеру, в прошлом году тариф на электроэнергию менялся дважды, но в расчетах РКЦ обнаружить точное соответствие начисляемой оплаты тому тарифу, который действовал на определенный промежуток времени, а затем изменился в связи с повышением, не удалось. РКЦ попросту не учитывает этот нюанс и начисляет за более «дешевый» промежуток времени по новому повышенному тарифу.
«Я написала заявление с просьбой пересчитать мне разницу, – рассказала горожанка, – и перерасчет мне был произведен. – Но вопрос: почему это делается по заявлению, а не автоматически? Разве это не должно быть заложено в расчет?!Получается, что с остальной части населения, которая не обращалась за перерасчетом, спокойно взяли оплату по некорректной схеме?! Так вот, чтобы не было таких казусов, – продолжила мысль жительница города, – у общественности нашего микрорайона предложение: нужно проводить снятие показаний счетчиков в одно время, например, первого числа каждого месяца. Представители МАЭКа и ПКСК снимают общедомовые показатели, а жители – индивидуальные. И тогда мы сможем добиться минимизации разногласий. Пожалуйста, учтите наше предложение.
Кроме того, продолжила она, есть еще вопросы: в нашем доме нет абсолютно никаких общедомовых расходов по всем видам воды, а только по электроэнергии. Между тем с нас почему-то в 2017 году дважды взяли за эти отсутствующие общедомовые расходы, хотя мы предоставили в РКЦ справку, что у нас ни проливов не было, ни ремонтов, а промывка входит в оплату ПКСК.
По электроэнергии мы тоже обращались в РКЦ… Речь о том, что если у нас нет отдельного счетчика, который бы регистрировал общедомовые расходы, то начисление производится расчетным путем. Я приблизительно посчитала по своему дому: у нас общедомовые нужды максимум составят 15 киловатт с квартиры, но у нас брали и 49, и 20 и какие угодно цифры. Но я думаю, что если нет общедомовых счетчиков, то МАЭК должен решит проблему цивилизованным способом: произвести расчеты и установить норму по каждому дому. Согласовать их с антимонопольным департаментом и брать с людей четко установленную норму, закончив, таким образом, практику взимания денег по надуманным цифрам.Мы обратились с этим вопросом даже к акиму области, но пока ответа не получили.
По тепловым счетчикам: когда их устанавливали, нас уверяли, что население от этого будет в большой выгоде, я проанализировала сезон 2015-2016 года, когда счетчиков не было, и 2016-2017 годы. Так вот, по моей квартире получилось, что по счетчикам я на две Гкал больше израсходовала, чем без счетчика. То есть со счетчиками с нас стали брать еще больше, 1,5 Гкал в январе – такого никогда не было.
И еще нарекание: когда составляется публичный договор, там больше учитываются интересы монополиста, но не потребителя. К примеру, при снятии показаний с общедомовых счетчиков не обязательно присутствие со стороны потребителей – МАЭК и передающая организация сами снимают. Нам же говорят, что мы должны доверять…»
На некоторые поставленные вопросы ответы были даны сразу, по поводу других дано поручение разобраться. Касательно ОДН и снятия общедомовых показаний при участии трех сторон заместитель генерального директора ТОО «МАЭК-Казатомпром» ответил: «…Мы только – за. С председателями КСК мы об этом говорили. Почему-то все думают, что мы не хотим вместе работать, это не так, мы за прозрачность. Если, например, есть человеческий фактор и назначенный человек ленится ходить, мы готовы заменить его.
По счетчикам, расходомерам – вопросы были, но недавно при акимате создана комиссия, которая обойдет все дома города. Составлен график, на первом этапе обходу подлежат 300 домов, из которых 110 уже осмотрены под руководством замакима города. Выявлено много домов, где после общедомового прибора учета подключены сторонние организации – юрлица, магазины и т.д. Мы против этого. Есть много факторов, которые мы выявили и передали информацию в акимат. То есть мы об этом говорим. Нам дали срок до 1 июня, но физически уложиться в этот срок невозможно, но мы будем работать.Текущих вопросов очень много…»
По поводу тепловых счетчиков ответ держал заместитель начальника расчетно-кассового центра ТОО «МАЭК-Казатомпром» Виктор Гржегоржевский, который сразу заявил:«Вы сами делегировали своим управляющим компаниям право выступать от вашего имени. Именно на основании этого мы предоставили удаленный доступ ПКСК, в частности 14 мкр., и всем остальным, кто участвует в программе по установке теплосчетчиков – к компьютерной программе. Каждые 15-20 минут идет обновление данных, и если вы зайдете в свой ПКСК в диспетчерскую, где стоит этот компьютер, вы сможете посмотреть данные, они не закрыты. Сейчас горакиматом рассматривается вопрос, чтобы был создан общегородской сервер, куда будет стекаться эта информация, и будет доступна абсолютно всем жителям города, которые захотят онлайн посмотреть данные по всем теплосчетчикам.
Вопрос по поводу того, что после установки счетчиков будет экономия: таких обещаний не было, запротестовал Виктор Жоржевич. Мы говорили о другом: если счетчики поставить – будет дифференцированный тариф, за счет которого будет экономия. В 2015 году разница между тарифами составляла менее тысячи, в этом – уже полторы тысячи, если взять хотябы дифференциацию, то вы экономите тысяч 15 не меньше. Именно поэтому и все остальные жители города, в домах которых не было теплосчетчиков, поставили вопрос ребром перед КЖСА об их установке. Все поняли, что платить по дифференцированному тарифу, по нижней ставке – выгоднее, чем по верхней.
Также мы сделали мобильное приложение, с помощью которого можно сдать показания одновременно с общедомовыми. Каждый месяц с 23 по 25 число мы даем телефонограмму вашим ПКСК, что в этот период состоится снятие показаний приборов учета. В составе комиссии кроме нас участвуют ГКП «КЖСА» и «АУЭС», но мы не можем добиться, чтобы был представитель ПКСК. Мы неоднократно об этом говорили на городском штабе и представителям жилищной инспекции. А вы – жители – можете, так как вы принимаете их на работу и у вас есть право голоса…»
На это категорическое утверждение возразили, что жители на самом деле далеко не всегда имеют реальные рычаги воздействия на свои ПКСК, это общеизвестно. В ПКСК занимают круговую оборону и самостоятельно пробить стену безответственности жильцам не представляется возможным.
***
Более убедительно об этом сказала президент ОО «Общество по защите прав потребителей» Никар Рафикова, которая пояснила, что у жителей, как потребителей коммунальных услуг,правоотношения сложилисьс МАЭКом:
«Даже в типовом договоре управления кондоминиумом этих полномочий у ПКСК нет, а вы хотите, чтобы мы заставляли их этим заниматься. Кроме того, все прекрасно знают, что не все ПКСК законно принимают решения, не все проводят собрания, на которых им должны давать полномочия. Они когда-то эти полномочия получили, при создании ПКСК, и пользуются ими до сих пор, но никак не в интересах жителей.
Относительно того, что вы обошли более ста домов и выявили, что ваши ресурсы расходуются сторонними организациями или, грубо говоря, ворами… Давайте называть вещи своими именами. Вы это выяснили, но валите все на потребителей! Кто в этом виноват?.. Если вы не следите за вашими ресурсами, за тем, кто их расходует, почему ответственность за это должны нести добросовестные потребители?
Далее, на сегодня у нас нет индивидуальных договоров с потребителями… Все вопросы, касающиеся подачи показаний и т.д. можно было бы снять если бы были индивидуальные договоры. На сегодня действует приказ «Об утверждении Типовых договоров на предоставление регулируемых комуслуг» №266, утвержденный Министерством национальной экономики 27 марта 2015 года. Этим приказом утверждены типовые договоры на тепло, водоотведение и правило пользования электроэнергией. Хотелось бы коснуться этого правила, хотя вы сегодня по этому пункту не отчитываетесь, но вопросов много. Так вот правила пользования электроэнергией утверждены приказом министра энергетики №143 от 25 февраля 2015 года. Согласно им на ОДН должны быть установлены приборы учета. Если нет приборов учета –уполномоченным органом ДКРМ должны быть утверждены нормы. На сегодня же нет ни приборов, ни норм, и сводится все к тому, что мы должны довериться МАЭКу и его способу снятия с нас платы расчетным путем. Но вы ведь сами убедились на примере этих ста домов, что ваши ресурсы разбазариваются, и при этом спокойно хотите это бремя положить на потребителей! После этого как вам можно доверять, при всем уважении?!.
Согласно правилам пользования электроэнергией, пункт 75: «Объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды,определяется по приборам учета, установленным на границе раздела балансовой принадлежности электрических сетей. При наличии субпотребителей, подключенных из-под приборов учета общедомовых нужд – за минусом суммарного объема потребления субпотребителей». Если же будут индивидуальные договоры, где будут прописаны не только даты снятия показаний приборов учета, а также способы разрешения разногласий, куда потребителям обращаться, в какое время, с какой бумагой вот этих двух с половиной тысяч жалоб у вас не будет. Кроме электроэнергии, по вашей информации, по четырем видам услуг получается 3,8% от общего числа собственников не удовлетворены вашими услугами. Но это только те, которые обратились»...
Господин Касымбеков по поводу индивидуальных договоров с населением пообещал, что МАЭК изучит эту проблему, разработает индивидуальный договор в соответствии с более новым образцом и продумает механизм работы с населением в целях ознакомления и заключения индивидуальных договоров.
Были заданы и другие вопросы, например, по качеству технической воды, от которой сегодня население все больше отказывается. Как правильно было замечено Никар Маликовной, отказываются от нее вынужденно, так как качество технической воды не выдерживает никакой критики. От себя добавим, что для такого региона как наш, техническая вода является прекрасной альтернативой для использования в технических целях. Очевидно – использование для смыва в санузлах дорогой по себестоимости питьевой воды – роскошь, но люди вынуждены в массовом порядке переходить на питьевую воду, иначе срок жизни сантехники сокращается в разы, МАЭК между тем не стремится довести качество технической воды до нормального.