В воинской части 3502 Национальной гвардии Республики Казахстан по инициативе военной полиции в лице подполковника Л. Подковыровой состоялся семинар-совещание по вопросам повышения эффективности работы по противодействию проявлениям экстремизма и терроризма в воинской среде.
Цель встречи – информирование военнослужащих о происходящих религиозных процессах в стране и в мире и деятельности различных радикальных деструктивных течений, разъяснение форм и методов работы по недопущению распространения террористической и экстремисткой идеологии в обществе. Так же, в ходе встречи разъяснено об экстремистских организациях, деятельность которых запрещена на территории нашей страны. В целях предупреждения экстремизма была проведена разъяснительная работа о способах привлечения в нетрадиционные религиозные течения.
В Законе Республики Казахстан «О противодействии терроризму» внесено понятие «принципы противодействия терроризму». Это понятие указывает на то обстоятельство, что приоритетным выступает комплексный подход к антитеррористическому вопросу. Противодействие включает в себя не только борьбу, но и вопросы профилактики и предупреждения терроризма.
Проблема религиозного экстремизма и терроризма на сегодняшний день является актуальной проблемой мирового масштаба. Не обошла эта проблема и нашу страну. На сегодняшний день проводится множество профилактических мероприятий по предотвращению распространения радикальных идей нетрадиционных религиозных течений. Особенно пристального внимания требует профилактическая работа среди военнослужащих. Ведь именно военнослужащие представляют собой наиболее большой интерес, т.к. имеют доступ к определенным объектам, оружию, имеют опыт обращения с оружием и т.д.
– Для эффективного противодействия экстремизму и терроризму, а также для проведения профилактических мероприятий в обществе необходимо, на наш взгляд, глубоко знать сущность этих явлений. Вместе с тем, дать общее понятие «экстремизма» сложно, в связи с многообразием его проявления», – говорит подполковник Л. Подковырова.
В связи с этим на семинар были приглашены специалист областного управления по делам религий П. Айтмахамбет и представители военных правоохранительных органов.
П. Айтмахамбет пояснил, что говоря об особенностях профилактики борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма, необходимо начинать с семьи. Ведь в семье формируется мировоззрение человека. Детям необходимо говорить о таких понятиях как религия и вера, даже если родители не являются верующими людьми. Ведь любознательный подросток может заполнить свой интерес информацией извне, то есть посредством Интернета, попавшей в руки запрещенной литературы и т.д.
– С полной уверенностью можно сказать, что в настоящее время наибольшую угрозу для общества представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Его отличительная черта в том, что он направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Религиозный экстремизм использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу. Религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, наносящими вред интересам отдельных лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества. По способам реализации религиозный экстремизм имеет различные формы, но неизменно проявляется как агрессивное поведение конкретного социального субъекта, характерной чертой которого является некритическое отношение к самому себе в сочетании с крайне критическим отношением к другим (иноверцам, инакомыслящим), то есть к тем, кто не разделяет его религиозных убеждений. Традиционная религия провозглашает терпимое отношение верующего к грешникам и иноверцам, а также самокритичность, понимание им сложности и многообразия, как внешнего мира, так и внутреннего духовного мира человека, его открытость по отношению к другим людям, готовность творить добро. А религиозный экстремизм превращает верующего в «раба» деформированной веры, в чьем поведении утрачивается истинная нравственная свобода, делающая его духовной личностью, – рассказал специалист областного управления по делам религий П. Айтмахамбет.
С докладом выступил старший дознаватель военной полиции в/ч 6656 капитан Б. Абитов, который довел до сведения присутствующих следующую информацию:
– В Уголовном кодексе Республики Казахстан отсутствует понятие экстремизма. Законодатель ограничился лишь перечислением статей кодекса, которые признаются экстремистскими преступлениями. Так, согласно п. 39 ст. 3 УК РК к таковым относятся «деяния, предусмотренные статьями 174, 179, 180, 181, 182, 184, 258, 259, 260, 267, 404 (частями второй и третьей) и 405 настоящего кодекса». Основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом). Под экстремизм могут попадать противоправные действия отчаявшихся, неуравновешенных людей, как правило, молодого возраста, а также партий, преследующих определенные цели и использующих их в качестве тактики своей политической борьбы, – пояснил Б. Абитов.
По окончании встречи на заданные вопросы слушателей были даны ответы и рекомендации по активизации работы по противодействию экстремизму и терроризму.
Стоит подчеркнуть, что государством и духовным управлением мусульман проводится огромная работа по профилактике религиозного экстремизма и терроризма не только в молодежной среде, но и в целом среди всего населения. Несомненно, вся эта проделанная работа даст свои плоды и Казахстан будет оставаться местом единства и согласия для всех казахстанцев независимо от их религиозной и этнокультурной принадлежности.