В цивилизованном государстве бюджет, будучи важным политическим документом, предполагает прозрачность его освоения. Граждане платят налоги, соблюдают законы и соответственно хотят знать, куда и на какие цели действительно уходят их налоговые отчисления. По результатам проведенного в Казахстане исследования по индексу открытости местных бюджетов Мангистауская область набрала 34 балла из 100 возможных. Результат говорит сам за себя…
Насколько открыты и прозрачны местные бюджеты в регионах Казахстана? Что вправе знать налогоплательщик, и в действительности ли он получает информацию о направлении потоков налоговых отчислений физических и юридических лиц? Именно об этом шла речь в ходе состоявшегося на площадке ОЮЛ «Гражданский альянс Мангистауской области» круглого стола, в котором приняли участие представители государственных органов, неправительственного сектора и СМИ.
Бюджет регионов: рапортуем громко, закрываем тихо?
Как известно, государство использует бюджетное планирование для обеспечения функционирования бюджетной системы, которая является важнейшей частью государственного механизма. В свою очередь прозрачность бюджетного планирования, как и целевого использования бюджетных средств, предусматривает собой полное, своевременное и систематическое раскрытие всей финансовой информации за исключением той, которая не подлежит раскрытию согласно законодательству Республики Казахстан.
Публикуются ли данные о бюджете региона и о его исполнении в средствах массовой информации и на сайтах уполномоченных государственных органов? Есть ли доступ к подобного рода информации уграждан Казахстана? Об этом стало известно из результатов проведенного в Казахстане исследования – индекса открытости местных бюджетов РК за 2017 год.
Как отметил в своем выступлении координатор общественного фонда «Zertteu Research Institute» Куаныш Оналбаев, принцип открытости является основополагающей ценностью демократии, в том числе, прозрачности бюджета в государственных институтах. Сегодня для их оценки используется индекс открытости местных бюджетов (ИОМБ). Его основой стала адаптированная методология Международного бюджетного партнерства.
– Для измерения готовности стран в их стремлении к прозрачности и для возможности сравнения различных стран организация Международное бюджетное партнерство разработало методологию – индекс открытости бюджета , который составляется один раз в два года на основании проводимых исследований– подчеркнул Куаныш Оналбаев.
В исследование были включены все 14 областей Казахстана, а также города республиканского значения (Астана и Алматы). Исследование проводится на базе анкеты, которая позволяет понимать открытость бюджетного процесса на нескольких этапах: от планирования и разработки проекта бюджета до годового отчета об исполнении бюджета. В ходе исследования используется несколько критериев оценки, а именно: полнота и открытость бюджетной документации, приглашение представительных органов власти по обеспечению прозрачности бюджетов, действия госорганов по вовлечению общественности в процесс. Первый критерий определяет наличие у местной власти восьми ключевых бюджетных документов, а также полноту и доступность их содержания (проект бюджета, гражданский бюджет, прогноз социально-экономического развития, утвержденный бюджет, текущие отчеты об исполнении бюджета, полугодовой и годовой отчеты, аудиторский отчет). Исходя из этого, формируется итоговая шкала оценки, где суммируются баллы, полученные по итогам оценки каждого документа в ходе исследования.
ИОМБ: акцент на прозрачность бюджета
Индекс открытости местных бюджетов (ИОМБ) позволяет оценить реальную прозрачность местных бюджетов Казахстана, определить возможности информирования общественности и привлечения ее к участию в бюджетном процессе, разработать рекомендации для подотчетности госорганов и возможности влияния на формирование бюджетов со стороны граждан. Это эффективный инструмент, показывающий уровень общедоступной бюджетной информации в повседневном режиме, практику участия общественности в бюджетном процессе, деятельность госорганов по популяризации бюджета и бюджетного процесса, участие СМИ в освещении бюджетных процессов.
По итогам этого исследования Восточно-Казахстанская область набрала 73 балла из 100 возможных, Павлодарская область – 62 балла, Акмолинская – 58. Этого своего рода тройка лидеров. На последнем месте – Алматинская область, набравшая 18 баллов. У Мангистауской области – 34 балла. Наш регион оценивался по таким параметрам, как открытость процесса планирования и разработки проекта бюджета (19 баллов), открытость процесса рассмотрения и утверждения бюджета (36 баллов), открытость процесса исполнения бюджета.
– Оценка Мангистауской области показывает, что местные исполнительные органы предоставляют общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности местных властей области, оцениваемую в рамках исследования, – отметила президент ОЮЛ «Гражданский альянс Мангистауской области» Жибек Ахметова.
– Данный индекс позволяет сделать вывод о том, какие регионы предоставляют больше возможностей своим гражданам для участия в бюджетном процессе, – пояснил Куаныш Оналбаев. – Целью исследования открытости местного бюджета является повышение доступа общественности к бюджетной информации. Информированность способствует участию граждан в бюджетном процессе, обеспечивая необходимую обратную связь. Как правило, государственные органы производят бюджетную информацию, но не распространяют ее. Но ведь при желании возможно быстро и с небольшими затратами повысить прозрачность путем предоставления доступа к информации, которая уже имеется в наличии. Исследование дает возможность узнать, какова фактическая ситуация, то есть что происходит на самом деле, выявить и сфокусировать внимание на действиях по своевременному информированию и привлечению общественности к участию в бюджетном процессе; разработать рекомендации, которые обеспечат повышение подотчетности государственных органов и возможность влияния на бюджет со стороны граждан, – подчеркнул он.
Вычисление индекса открытости местного бюджета проводится отобранным экспертом из числа представителей творческой и научной интеллигенции, НПО. Главное требование к эксперту– практические знания о бюджете и бюджетном процессе в исследуемом регионе. Результаты исследования эксперта и предоставленная им информация перепроверяется областным координатором. Эксперт при определении балла руководствуется источниками информации, предоставленными в открытом общественном доступе на момент проведения исследования, и приводит ссылки на источники информации. Выставленные экспертом баллы могут быть перепроверены местными исполнительными органами.
– Эксперты отмечают следующее: практически во всех регионах отсутствует информация в проекте бюджета о том, как через областной бюджет реализуется государственная политика на местном уровне. Очень мало информации о внесенных и учтенных предложениях депутатов областного маслихата. Также мало информации об инициативах госорганов по привлечению общественности в процесс разработки проекта бюджета. Годовой отчет публикуется в полном виде, при этом очень мало информации о причинах отклонений по доходной и расходной части, нет информации по обсуждениям отчета в постоянных комиссиях маслихата, – проинформировала Жибек Ахметова.
Решат ли рекомендации проблему?
В связи с этим, экспертами даны рекомендации для акимата (разработать и опубликовать популярную версию прогноза социально-экономического развития; публиковать информацию по общественным слушаниям и другим формам привлечения общественности в бюджетный процесс; использовать территориальные советы самоуправления как механизм участия населения в определении приоритетных проблем и путей их решения), для маслихата (публиковать внесенные и учтенные бюджетные инициативы депутатов, а также работу постоянных комиссий маслихата по бюджетному процессу; на сайте маслихата разместить информацию о принятых от избирателей проблемных вопросах и их решении через бюджетное финансирование).
Контроль на ежедневной основе
По словам главного специалиста управления профилактики коррупции департамента Агентства Республики Казахстан по делам госслужбы и противодействию коррупции по Мангистауской области Ербола Жумабая, в регионе реализуется проект «Карта общественного контроля», в рамках которого созданы мониторинговые группы, которые работают не только в областном центре, но и в городах, а также в районных центрах Мангистауской области. Одним из направлений реализации проекта является обеспечение общественного контроля за целевым использованием бюджетных средств и прозрачностью местного бюджета. –– Карта общественного контроля представляет гражданам прекрасную возможность через социальные сети и телефоны доверия внести свои предложения, замечания, указать на те или иные недостатки, сделать по их поводу соответствующие заявления. К тому же на сайтах государственных органов в обязательном порядке должна быть размещена информация о расходной части бюджета данного ведомства. Каждый житель нашей области вправе знать, куда расходуется каждая копейка местного бюджета. В этом направлении департамент Агентства проводит большую работу и в дальнейшем будет прилагать все усилия для того, чтобы вся информация о расходовании бюджетных средств была прозрачной. Доступность и прозрачность информации – важный инструмент для предотвращения коррупционных действий, – подчеркнул Ербол Жумабай.
Транспарентность: когда она заработает?
Участники круглого стола также говорили о том, что на страницах изданий публикуется уже утвержденный областным маслихатом бюджет. К тому же он не адаптирован для широкой читательской аудитории и напрочь с первых же строк отбивает у читателя, не владеющего специальными знаниями в области финансово-экономической терминологии, желание продолжить чтение. Да и к тому же сам объем материала (несколько газетных полос) к этому не располагает, поэтому читатель просто перелистывает нечитабельный для него материал, соответственно информация о запланированных на развитие области бюджетных средств проходит мимо него ввиду своей неадаптированности для широкого круга читателей. Каждый житель области, будучи исправным налогоплательщиком, вправе ознакомиться с проектом бюджета, и иметь возможность внести туда свои предложения, изменения, коррективы. Но, к сожалению, на страницах СМИ и на сайтах, если и публикуется информация, то уже утвержденного областным маслихатом бюджета. Насколько здесь учтены предложения депутатов, внесенных ими по просьбам их избирателей, остается в большей степени тайной за семью печатями. И видимо, так и останется, пока на законодательном уровне не будет прописано обязательное требование о публикации проекта местных бюджетов. И тогда каждый житель региона будет иметь возможность знать, куда местные исполнительные органы планируют потратить бюджетные деньги и насколько это целесообразно. Только тогда, когда каждый гражданин будет вовлечен в бюджетный процесс, бюджет страны действительно станет бюджетом каждого.