Глава государства Нұрсұлтан Назарбаев 6 мая 2015 года на расширенном заседании Правительства утвердил План нации – 100 конкретных шагов: Пять институциональных реформ.
Первая реформа в документе – формирование профессионального государственного аппарата. Согласно этой реформе предусмотрена модернизация процедуры поступления на государственную службу.
На основе 14-шага Плана 23 ноября 2015 года был принят новый закон – «О государственной службе». 5-п. 20–ст. Закона гласит, что «Порядок и условия прохождения испытательного срока и порядок закрепления наставников определяются уполномоченным органом». В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» вышел приказ председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 21 октября 2016 года № 20 «Об утверждении Правил разработки и утверждения должностной инструкции административного государственного служащего». Согласно приказу, испытательный срок для государственных служащих, впервые поступивших на административную государственную службу корпуса «Б»,составляет три месяца. При неудовлетворительном результате испытательного срока он продлевается на три месяца без повторного последующего продления по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения на государственную должность, либо уполномоченного им должностного лица.
На период испытательного срока, в том числе при его продлении, за государственными служащими, впервые поступившими на административную государственную службу, закрепляются наставники. В испытательный срок не засчитываются периоды отсутствия испытуемых государственных служащих на работе по уважительным причинам.
Закрепление государственного служащего в качестве наставника производится на основании приказа уполномоченного лица не позднее пяти рабочих дней со дня назначения служащего. Не допускается закрепление за одним наставником более двух служащих.
Замена наставника производится приказом уполномоченного лица в ряде случаев, к примеру, при увольнении наставника или перехода на другую работу, при отсутствии на работе наставника более двух недель по уважительным причинам и т.д. При этом срок осуществления наставничества не изменяется.Период между освобождением наставника от наставничества и закреплением за служащим нового наставника составляет не более пяти рабочих дней.
Наставник в течение трех рабочих дней после закрепления его наставником разрабатывает План адаптации государственного служащего на период испытательного срока. План адаптации согласовывается с руководителем структурного подразделения, в котором работает служащий.
Наставник проводит определенную работу со служащим, в частности, осуществляет повседневный контроль за выполнением служащим плана адаптации; оказывает помощь служащему в овладении избранной профессией, разъясняет ему функциональные обязанности, показывает приемы и способы их качественного выполнения, выявляет и совместно анализирует и устраняет допущенные ошибки и т.д.
В свою очередь служащий исполняет данные ему поручения, выполняет мероприятия, предусмотренные планом адаптации; обращается за помощью к своему наставнику;прилагает меры к повышению уровня своей профессиональной компетенции, развитию навыков и способностей, получению знаний и т.д.
В государственном органе (за исключением государственного органа со штатной численностью менее десяти единиц) создается совет наставников, который состоит не менее чем из трех человек.
В случае создания единой службы управления персоналом (кадровой службы) допускается создание единого совета наставников для государственных органов, для которых она создана. Состав совета наставников, включая его председателя, утверждается руководителем государственного органа.
Члены совета наставников назначаются из числа руководителей структурных подразделений государственного органа, в том числе службы управления персоналом (кадровой службы). Совет наставников принимает участие в подборе наставников и координации их деятельности, создании резерва наставников; оказывает методическую и практическую помощь наставникам в организации их деятельности, в обмене и распространении положительного опыта наставнической работы; заслушивает отчеты наставников и служащих о проделанной работе.
Резерв наставников формируется из числа государственных служащих со стажем государственной службы не менее двух лет, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих результаты оценки деятельности за последний год не ниже «эффективно», склонность к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, а также не имеющих за последний год дисциплинарных взысканий.
Служащий после окончания срока наставничества готовит отчет о выполнении плана адаптации, других исполненных поручениях, приобретенных знаниях и навыках в период наставничества, замечаниях и предложениях по организации наставничества. Отчет служащего представляется руководителю структурного подразделения, в котором он работает.
По завершении наставничества наставник готовит отзыв на служащего, в котором отражаются результаты выполнения должностных обязанностей служащего, уровень его профессиональных знаний, развития навыков и умений, способность самостоятельно исполнять служебные обязанности, качество подготовки служебной документации. Отзыв представляется руководителю структурного подразделения, в котором работает служащий.
В течение пяти рабочих дней со дня завершения наставничества, отчет служащего и отзыв наставника представляются службой управления персоналом (кадровой службой) совету наставников.
Совет наставников заслушивает наставников и служащих о проделанной работе. По итогам заслушивания или рассмотрения информации о проделанной работе, совет наставников вносит уполномоченному лицу рекомендации о прохождении либо не прохождении служащим испытательного срока.
В государственном органе, в котором не создан совет наставников информация о проделанной работе заслушивается или рассматривается уполномоченным лицом.
Отзыв наставника, отчет служащего с приложением других необходимых документов хранятся в личном деле служащего и наставника.
За образцовое выполнение служебного долга, значительный вклад в профессиональное становление и воспитание служащего совет наставников рекомендует уполномоченному лицу поощрить наставника в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Организация наставничества возлагается на службу управления персоналом (кадровую службу).
Служба управления персоналом (кадровая служба) изучает и обобщает опыт организации наставничества, вносит руководителю государственного органа предложения о совершенствовании работы по наставничеству.
Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2017 года № 939 «О некоторых вопросах оплаты труда административных государственных служащих в пилотном режиме» с 1 января 2018 года вводится пилотный режим системы оплаты труда административных государственных служащих для центральных государственных и местных исполнительных органов. На основании данного постановления тем госслужащим, которые были назначены наставниками, идет двадцатипроцентная надбавка к заработной плате.