Профессия учителя, пожалуй, самая первая профессия, возникшая в человеческом обществе, была одной из почетных во все времена и эпохи. Люди с почтением относились к тем, кто мог научить писать, читать и считать, кто обучал основам наук, кто мог обучить тем или иным ремеслам, профессиям и специальностям, кто мог дать советы, наставления, кто мог подсказать и помочь. Увы, меняются времена, а вместе с ними меняются традиционные понятия, взгляды и принципы людей, уходят в небытие целые пласты этики и культуры человеческого общества.
Как быть и как жить дальше в это, часто необъяснимое, время? Чему учить детей? Как их учить? Как строить с ними отношения? Насколько нужно быть мягким, насколько – требовательным и жестким? Этот вопрос задает себе каждый из нас, учителей. Я, как, пожалуй, все учителя, была в вечном поиске, ища ответы на свои вопросы. Но всегда была склонна думать, что как бы там ни было, такие понятия, как нравственность, Родина, семья, родители, близкие, родные, дружба, единство, сплоченность, доброта, милосердие, сострадательность, честность и другие незыблемые человеческие духовные ценности должны лежать в основе всего. И не просто самим соблюдать, а еще и детей учить этим традициям. И когда вышла статья Президента страны Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", я просто была приятно ошарашена! Вот оно – подтверждение моих мыслей! «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук», – пишет Президент. Великолепно! Вот руководство к действию! Хочется цитировать каждое слово из этого программного документа, появившегося как нельзя вовремя и кстати. Да тут целое поле деятельности для нас, учителей. Выделенные несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца, в частности, конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания – эти задачи нас, учителей, касаются напрямую. Задачи нелегкие, но выполнимые.
«Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость», – пишет Елбасы. Я, как учитель русского языка, понимаю, какая ответственная миссия на нас ложится в эту эпоху – научить подрастающее поколение правильно говорить и излагать свои мысли на русском языке, являющемся одним из мировых языков, не забывая и уважая при этом свой родной язык.
Что касается другого направления модернизации сознания как культ знания, то мне очень импонирует высказывание Президента о том, что в системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Это тоже наша, учительская, задача – формировать в детях любовь к знаниям, научить кропотливо их добывать, быть настойчивыми в приобретении знаний. И в добывании знаний, естественно, понадобится знание языков. «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех», – пишет Нурсултан Абишевич. Как верно сказано!
Вспомним историю прошлого века. Как пишут исследователи, «такие страны как Япония, Сингапур, Южная Корея, Финляндия, Швеция и многие другие сумели добиться очень высокого уровня экономического развития, не обладая большими запасами полезных ископаемых. Для развития экономики гораздо важнее создание каких-то уникальных товаров, которые выгодно отличаются от продукции конкурентов. К примеру, японские автомобили имеют репутацию самых надежных и прочных, и именно поэтому многие потребители предпочитают покупать именно продукцию японских автопроизводителей. И залогом экономического успеха Японии стали трудолюбие, качественное образование и т.д., которые позволили стране производить качественные автомобили, фотоаппараты, телевизоры и другие товары. Человеческий капитал, в частности, хорошее образование и высокая культура производства, – вот главное, на что надо обращать внимание».
То же самое можно сказать и о сингапурском чуде, которое стало возможным за счет ряда реформ, в том числе и в сфере образования. В достоверных источниках пишут, что «было принято решение предоставить всем детям одинаковые условия развития. Среди детских школ и садиков не существовало никакого разделения. Ежегодно в каждом учебном заведении проводились тесты на IQ, организацией которых занимались английские ученые. Дети, показавшие лучшие результаты, автоматически становились учениками лучшей школы страны Raffles. Именно тут происходило обучение будущего руководства государства. Такой подход обеспечил страну высокоинтеллектуальными кадрами».
Радует, что сфера образования страны находится под пристальным вниманием нашего правительства. Мы не только наблюдаем кардинальные изменения в образовании, но находимся в их гуще. Когда мы видим успехи своих учеников в конкурсах и олимпиадах самого разного уровня, понимаем, что не впустую работаем, что новейшие методики, которые мы используем в своей работе, эффективны.
Еще об одном человеческом качестве, которое будет весьма важно в будущем, пишет Нурсултан Абишевич. Он обращает внимание на необходимость формирования открытости сознания как залога понимания того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты, во-вторых, – готовности к переменам, которые несет новый технологический уклад, и в-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. «Две великие азиатские державы Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей», – пишет Президент. «Почему столь важно открытое сознание в будущем мире?», – вопрошает Н. Назарбаев и отвечает. – Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы».
Президент резюмируют свою программу следующими словами: «В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить – надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории». В первую очередь должны измениться мы, учителя. Мы должны изменить свое сознание, а это требует определенного героизма! Мы должны быть широко и глубоко образованы. Мы должны быть готовы к любым кардинальным переменам в области образования. Я не думаю, что в будущем образование превратится в некий технологический процесс, где присутствие учителя почти не обязательно. Учитель, который знает не больше того, что написано в учебнике, станет ненужным. Потребность возникнет в настоящем учителе. В том, кто сумеет наладить отношения с учениками, и который доступно и легко будет объяснять, казалось бы, сложный материал.