В Актау на площадке региональной палаты предпринимателей «Атамекен» состоялся областной форум предпринимателей по вопросам противодействия коррупции.
В работе форума приняли участие депутаты областного, городских и районных маслихатов, представители местных исполнительных органов, бизнес-сообщества, общественных организаций, члены специальной мониторинговой группы по внешнему анализу коррупционных рисков и антикоррупционной мобильной группы.
Напомним, что первый республиканский форум предпринимателей по вопросам противодействия коррупции состоялся 5 декабря 2016 года. П его итогам Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции подписали Дорожную карту по реализации Соглашения о сотрудничестве.
В ходе работы областного форума руководитель отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров палаты предпринимателей Мангистауской области Асхат Байбулатов озвучил результаты мониторинга коррупционных рисков в сфере земельных отношений, проведенного в прошлом году совместно с территориальным департаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.
– Палата предпринимателей совместно с департаментом проводит совместную работу для разрешения проблем бизнеса. В 2017 году в палату предпринимателей Мангистауской области поступило 306 обращений, из которых 80 (26,2%) касаются проблем в сфере земельных отношений, – отметил Асхат Байбулатов. – В рамках Дорожной карты по реализации Соглашения о сотрудничестве в 2017 году региональная палата предпринимателей совместно с департаментом провела общественный мониторинг в сфере земельных отношений, по итогам которого мы выделили основные десять проблем, – проинформировал он.
Одной из главных проблем, как выяснилось в ходе мониторинга, является вопрос продления срока аренды земельного участка. Согласно статье 37 Земельного кодекса Республики Казахстан землепользователь, имеющий земельный участок на правах аренды и добросовестно исполняющий все свои обязательства по договору, по истечении срока аренды имеет первоочередное право на заключение его на новый срок. Однако члены комиссии по земельным вопросам при акиматах могут согласовать запрос или же немотивированно отказать. К тому же акиматами применяется практика ежегодного продления срока аренды земли под нестационарные объекты, что не дает предпринимателям, занятым в этой сфере, уверенности в будущем и негативно влияет на развитие их бизнеса.
– Есть факты, когда должностные лица при определении срока аренды участка отдают предпочтение тем или иным землепользователям, манипулируя сроками, то есть одному предпринимателю могут продлить срок аренды на один год, а другому – на более длительный срок. Поэтому палата предпринимателей предлагает во избежание коррупционных рисков включить данную функцию в реестр государственных услуг, – подчеркнул руководитель отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров палаты предпринимателей Мангистауской области Асхат Байбулатов.
Немаловажной проблемой для предпринимателей также является вопрос приобретения земельного участка в собственность. В соответствии со статьей 47 Земельного кодекса РК землепользователь имеет право земельный участок, ранее предоставленный ему в аренду, выкупить в частную собственность. Для этого к заявлению достаточно приложить ряд документов. Но на практике, как выясняется, комиссия по земельным вопросам запрашивает непредусмотренные законодательством документы (акт ввода объекта в эксплуатацию и акт оценки земли). В случае их отсутствия комиссия предъявляет данный факт как основание для отказа заявителю. Палата предпринимателей предлагает в свою очередь следующее: если заявитель предъявил акт о вводе объекта в эксплуатацию, то необходимо предоставить ему участок в частную собственность без рассмотрения на комиссии, что решит множество проблем. Кроме того, данную процедуру также предлагается включить в реестр государственных услуг. Также предлагается функцию подготовки акта оценки земли из дирекции земельного кадастра и технического обследования недвижимости передать в компетенцию уполномоченного органа местной исполнительной власти. К тому же, как известно, на сегодняшний день за достоверность указанных в акте данных отвечает именно руководитель уполномоченного органа, плюс процесс подготовки самого акта занимает восемь дней и производится на платной основе. А при передаче его в местные исполнительные органы планируется значительное сокращение времени, а также услуга будет осуществляться на безвозмездной основе, что в свою очередь снизит нагрузку на предпринимателей.
Притчей во языцех стало из года в год повторяющееся неправильное указание в правоустанавливающих документах целевого назначения земли.
– В данном случае идет нарушение пункта 7 ст.44 Земельного кодекса РК, согласно которому для субъекта малого предпринимательства целевое назначение земельного участка, на котором предприниматель собирается что-то строить, независимо от видов деятельности должно указываться как обслуживание зданий, строений, сооружений. А между тем акиматы указывают целевое назначение детально. Например, для строительства кафе, магазина , аптеки и т.д. И поэтому, когда предприниматель решает перепрофилировать свой бизнес (к примеру, из магазина, сделать парикмахерскую), он вынужден изменить его целевое назначение, проходя данную процедуру заново. Тогда как при правильно указанном первоначально целевом назначении такая необходимость бы сразу же отпала, – пояснил А.Байбулатов, подчеркнув, что такого рода действия нагружают предпринимателей и акиматы, создавая почву для коррупционных проявлений.
Иногда акиматы просто игнорируют требования закона, указывая назначение объекта в целях универсального применения как коммерческий. А такая формулировка законом не предусмотрена.
Еще один вопрос, который волнует индивидуальных предпринимателей – вопрос приобретения земельного участка. Для получения земельного участка под коммерческие цели предприниматели по закону обращаются в местный исполнительный орган. Но во многих случаях акиматы им отказывают, ссылаясь на нормы статьи 48 Земельного кодекса, указывая, что данный участок подлежит реализации через торги. Но, как показывает практика, земля на торги не выносится. Палата предпринимателей предлагает в этой связи внести изменения в Земельный кодекс, обязуя местные исполнительные органы при отказе предоставления земельного участка, выставлять их на торги согласно закону.
Не менее актуальным является вопрос принудительного изъятия неиспользуемых земельных участков. К примеру, в 2015 году в Мангистауской области в связи с неиспользованием по назначению и неосвоением земельных участков по решению суда у собственников принудительно изъято 76 земельных участков, которые не были реализованы на торгах.
– А по закону судебные исполнители должны были реализовать их на торгах, выплатив вырученную сумму бывшим собственникам с учетом вычета расходов по изъятию земельного участка, – сказал А. Байбулатов. – Более того местными исполнительными органами изъятые земельные участки принимаются в государственную собственность, ущемляя таким образом права бывших собственников на возмещение стоимости их участков, а также, нарушая права других предпринимателей, желающих на торгах приобрести данные земельные участки, – подчеркнул он.
В ходе проведенного мониторинга также выяснилось, что согласно законодательству участки под коммерческие цели предприниматель может приобрести на аукционе, через торги. А выставление участков на торги является прерогативой акимата, который сам решает, какие участки туда выставлять, а какие нет. Получается, что в результате на торги выносятся земельные участки, не пользующиеся спросом, а также участки с полным или частичным отсутствием инженерной инфраструктуры.
– В 2016 году в Мангистауской области проведено шесть аукционов, в 2017 году – девять. Хотя спрос предпринимателей региона указывает на необходимость проведения торгов. Но в Земельном кодексе отсутствует норма, регламентирующая периодичность проведения местными исполнительными органами торгов. В этой связи нами предложено включить в кодекс такую норму, а также обязать местные исполнительные органы при реализации участка с торгов выдавать технические условия на подключение к источникам инженерного обеспечения, – проинформировал Асхат Байбулатов.
Отдельной проблемой являются действия земельной комиссии и сроки рассмотрения заявлений. К примеру, положительное решение земельной комиссии не всегда является для акимата основанием для принятия решения. Плюс к этому законодательством на сегодняшний день действия земельной комиссии не регламентированы, а ответственность за принятые решения не предусмотрена. Поэтому палата предпринимателей с целью минимизации коррупционных рисков предлагает внести изменения в Земельный кодекс с целью определения статуса земельной комиссии и ее ответственности.
Что касается сроков исполнения, то, к примеру, заявление предпринимателя об изменении целевого назначения участка должно рассматриваться до 30 календарных дней с момента его поступления. То есть в указанный срок местный исполнительный орган должен направить решение заявителю. Нарушение сроков исполнения предусматривает административную ответственность. Однако на практике в результате бюрократических проволочек пошаговая процедура занимает не 30, а 52 календарных дня. Поэтому как считают в палате предпринимателей необходимо оптимизировать данную процедуру.
Руководитель управления профилактики коррупции департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Мангистауской области Н. Айтжанов в своем выступлении отметил позитивный эффект от реализованных совместно с региональной палатой предпринимателей «Атамекен» мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков госаппарата во взаимоотношениях с бизнесом, и озвучил итоги анализа коррупционных рисков в сфере промышленной безопасности за прошедший год.
После активного обсуждения и разъяснения требований антикоррупционного законодательства участники областного форума предпринимателей определили основные задачи реализации Дорожной карты на предстоящий период: анализ деятельности всего государственного аппарата на предмет выявления излишних контрольных функций и их оптимизация; усиление ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность; клиентоориентированность государственного аппарата, его открытость и автоматизация бизнес-процессов.
По мнению участников форума, достижение таких целей послужит сигналом для бизнеса, что неформальные платежи и взятки лучше предупреждать и сообщать о них, нежели становиться участниками преступлений. Под занавес мероприятия вниманию участников форума были представлены видеоролики антикоррупционного характера.