Современные школьники сегодня отличаются особой жестокостью по отношению к одноклассникам. Каждый третий ребенок в Казахстане подвергался издевательствам и жестокому обращению. Экспертов настораживает, что свои издевательства дети снимают на видео и это становится достоянием общественности.
Проблема так называемого «буллинга», травли тех, кто не вписывается в стандарты агрессоров, была озвучена на прошедшей конференции посвященной психическому здоровью подростков. На конференции выступили подростки, которые подвергались насилию в школах. 16-летний Чингиз испытал «буллинг» со стороны одноклассников пять лет назад
– Это случилось в пятом классе. Я учился в техническом лицее. И несколько одноклассников постоянно издевались надо мной. Они обзывались, смеялись или толкали меня. Во всех их проделках виновным оказывался я. Я не хотел об этом говорить родителям, потому что не хотел жаловаться и казаться слабым. Думал, справлюсь сам. Но, потом мой друг рассказал учителю. Так узнали и мои родители. Меня хотели перевести в другую школу, но в итоге я остался в этой же. После собраний и разговоров с их родителями, это прекратилось. Я хочу донести до общественности, что это неправильно, кто-то может оказаться слабее меня и сделать что-то с собой, – сказал школьник.
По словам координатора программ по образованию и защите прав ребенка при ЮНИСЕФ в Казахстане Татьяны Адерихиной, каждый третий казахстанский школьник сталкивался с «буллингом» в школе. По данным ЮНИСЕФ, среди 402 детей из 40 школ Казахстана при проведении интервью со школьниками 33% детей (а это каждый третий ребенок в школе), были жертвами психологического насилия в школе, в частности насмешек, оскорблений. И не менее 36% детей рассказали, что над ними издевались.
– К сожалению, жестокость среди детей в школе – огромная проблема не только в Казахстане, но и во всем мире. Не всегда ребенок может сообщить об этом родителям. Здесь нужно подходить комплексно, чтобы и родители замечали, что происходит с их ребенком, а школьные психологи и педагоги предотвращали издевательства вовремя. Мы с 2015 года тестируем пилотную программу по формированию психического здоровья детей. В рамках этой программы в трех регионах – Мангистауской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, мы создали в школах так называемые «команды безопасности», которые работают над проблемами насилия среди школьников. В них входит администрация школ, психолог, участковый и учителя. Таким образом, мы надеемся на снижение этой проблемы, – сказала координатор программ по образованию и защите прав ребенка при ЮНИСЕФ в Казахстане.
Эксперт также сообщила, что программа по профилактике насилия среди подростков будет направлена на рассмотрение Правительства Казахстана для внедрения ее во все школы республики.