Жители села Уштаган используют старые покрышки для борьбы с движущимися песками
Между селами Жарма и Уштаган пролегает дорога в 50 км. Казалось бы, совсем немного. Если бы не движущиеся пески. Машины в них часто буксовали, застревали. И если зимой еще можно было как-то проехать, то летом – практически невозможно. Активисты решили сократить этот путь до 15 км.
«Мы решили, что нужно что- то делать, чтобы сократить путь. И в интернете нашли очень простой способ применения старых шин. За несколько дней собрали более 500 штук, проложили их по бархану. Потом решили собрать деньги и вырыть основную дорогу. Теперь у нас есть два варианта дороги через пески», - рассказывает Бекболат Надиров, житель Мангистауской области.
Способ сделать новую дорогу оказался очень прост – покрышки выкладывают на песок, а в углубление заливают глинообразный грунт. Далее связывают резину железным прутом и утрамбовывают, проезжая по покрышкам на машинах.
«С дороги от села Жарма до села Уштаган есть выезд в город Жанаозен. И мы очень благодарны жанаозенцам за их помощь и отзывчивость. Несколько раз ездили в город нефтяников, рассказывали о нашей проблеме и население откликнулось. Собрали шины, помогли с их укладкой», - говорит Алдаберди Акшабаев, житель с. Жарма
Новая дорога экономит время и нервы. Аким сельского округа Жанбиби Молдашова отмечает, что, если дорога прослужит долго и хорошо себя зарекомендует, то можно будет применять эти шины для расширения уже проложенного пути. «Апробацию» модернизированной дороги будут вести до лета.
«Здесь мы уже попросим помочь предпринимателей. Кроме этого, мы хотим дорогу, которую вырыли сами жители, засыпать щебенкой», - отмечает Ж. Молдашова.
Жители нашли еще одно применение старым шинам – их выкладывают по склону бархана, тем самым предотвращая распространение песка.
Старые покрышки используют во многих странах мира, причем из сырья, полученного при их переработке, получаются довольно неожиданные вещи. К примеру, в Китае и США из старых шин делают обувь. В Швеции измельчают покрышки в порошок, смешивают с переработанным пластиком и создают материал для производства паркета для пола. В Индии старые шины используются для создания уличной мебели и даже для строительства домов. А в Финляндии из переработанных изношенных покрышек делают материалы для строительства скоростных дорог, противошумных барьеров, готовят основание для новых мусорных полигонов, используют в обустройстве спортивных полей и площадок, манежей для верховой езды.