«Сегодня через Казахстан проходит несколько трансконтинентальных коридоров. Стоит задача довести ежегодные доходы от транзита в 2020 году до 5 миллиардов долларов».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
В настоящее время значение Каспийского региона в глобальной системе геополитических и геоэкономических координат неуклонно возрастает. Поступательное развитие торгово-экономического сотрудничества на Каспии, а также сохранение стабильно высокого уровня региональной безопасности в полной мере отвечает интересам прикаспийских государств, по территории которых пролегают маршруты «Нового Шелкового пути». В этой связи сейчас, когда видны определенные контуры Шелкового пути, необходима совместная стратегическая координация этой макрорегиональной кооперации. Также реализация инициативы Шелкового пути позволяет по-новому позиционировать целые регионы.
Выстраивать политику в фарватере экономической выгоды
Как позиционирует себя на современном этапе Каспийский регион, выясняли на Международном симпозиуме под названием «Будущее региона: геополитические вызовы и перспективы», прошедшем 23 декабря прошлого года в Баку.
В работе симпозиума приняли участие ведущие политологи, эксперты и общественные деятели из России, Турции, Казахстана, Грузии и Азербайджана, среди которых генеральный директор турецкой телекомпании Ülke TV Гасан Озтюрк, российский политолог Максим Шевченко, журналист-исследователь, независимый эксперт Орхан Джемаль.
Участники симпозиума сошлись во мнении, что назрела необходимость создания новой экспертной площадки по международному информационному партнерству, собрать которую можно уже в 2018 году в Астане. Одной из ключевых тем обсуждения на мероприятии стали вопросы транспортных коридоров и трубопроводов. Большинство экспертов отметили, что региональные и внешние силы никоим образом не должны оказывать политическое и военное давление на участников этих экономических проектов. Любое государство, обладающее теми или иными природными ресурсами или товарами, вправе выбирать наиболее выгодный для него маршрут поставки своей продукции.
Представитель казахстанской делегации, член президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», председатель Комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП РК Мурат Абенов подчеркнул, что Национальная палата предпринимателей, Союз транспортников Казахстана Kazlogistics видят большие перспективы в использовании возможностей Транскаспийского транспортного маршрута. Особенно после открытия международного железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Карс, давшего возможность для транзита китайских и доставки казахстанских товаров через Азербайджан, Грузию в Турцию и далее в Европу.
Таким образом, идет диверсификация логистических маршрутов для наших предпринимателей и открываются для них большие возможности в вопросе экспорта производимых ими товаров.
В свою очередь азербайджанский политолог Эльхан Шаиноглу высказал мнение, что такие крупные проекты, как Баку – Тбилиси – Карс, транспортный коридор Север – Юг, должны способствовать разрешению территориальных проблем, иначе невозможно достичь хороших результатов в экономической сфере, когда между странами существуют нерешенные политические вопросы. Обсуждение этих актуальных проблем, которые остро стоят перед странами региона, будет способствовать нахождению точки соприкосновения для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений.
Будет определен правовой статус Каспия
Реализуя свои национальные интересы на Каспии, Казахстан руководствуется как геополитическими мотивами, так и экономической рентабельностью. Наличие крупнейших запасов углеводородного сырья, значительная доля которых приходится на казахстанский сектор Каспийского моря, актуализирует вопрос об определении международного правового статуса водоема.
В этом отношении позитивны итоги совещания министров иностранных дел прикаспийских государств, прошедшего в Москве в начале декабря, где согласованы все ключевые вопросы по проекту конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Подписание конвенции намечается в ходе предстоящего саммита глав прикаспийских государств в Казахстане в 2018 году, организуемого по приглашению Президента Нурсултана Назарбаева.
Предвидя такой поворот событий, координационный комитет Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), созданный по инициативе АО «НК «Қазахстан темир жолы» (КТЖ), совместно со всеми участниками транскаспийского маршрута успешно и оперативно решает вопросы по созданию привлекательных и взаимовыгодных для всех стран-участниц условий для привлечения грузопотоков на этот маршрут.
Выступая в качестве локомотива развития трансконтинентального маршрута, дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ» – АО «KTZ Express» в начале ноября 2017 года организовала отправку первого контейнерного поезда из Казахстана по маршруту ТМТМ с использованием новой соединительной линии Баку – Тбилиси – Карс.
Казахстанские порты задают тон модернизации каспийской инфраструктуры
Понимая экономические перспективы своего географического расположения, страны Каспийского региона активно развивают свою портовую инфраструктуру. Имеющаяся портовая инфраструктура Казахстана – порты Актау (пропускная способность 19,5 миллиона тонн в год) и Курык (шесть миллионов тонн в год) позволяет сократить время движения по морю на четыре часа.
Необходимость модернизации своих морских портов понимают и другие страны Каспийского бассейна. Бакинский международный морской торговый порт также является составной частью ТМТМ, реализуемого в рамках проекта «Новый Шелковый путь». Ожидается, что в 2018 году он обработает более пяти миллионов тонн грузов. С целью эффективного использования транзитных возможностей Азербайджана в поселке Алят строятся новые терминалы и создается зона свободной торговли.
Доля перевалки грузов, идущих через Россию, в ее каспийских портах составляет лишь 0,8 процента. Поэтому в ноябре 2017 года правительство РФ утвердило стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Согласно стратегии, в Дагестане будет создан Каспийский транспортно-логистический комплекс. Вместе с тем, по данным ассоциации морских перевозчиков РФ, грузооборот морских портов Каспийского бассейна России за январь-ноябрь 2017 года упал на 35,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Российские эксперты объясняют столь печальную динамику уходом наливных грузов из российских портов на Каспии в порты Азербайджана.
Развитие портовых мощностей осуществляется и в Туркменистане, где ожидается ввод в эксплуатацию нового порта в Туркменбаши. Новый хаб будет обладать пропускной способностью 17-18 миллионов тонн в год. А с учетом действующего порта пропускная способность достигнет 25-26 миллионов тонн в год.
В Иране на Каспии располагается город-порт Чалус, но он фактически является курортной зоной. Реально грузоперевалкой в иранской акватории Каспия занимается порт Бендер-Энзели, ныне именуемый «Свободная экономическая зона (СЭЗ) Энзели». 30 марта 2017 года состоялась церемония открытия нового портового комплекса на территории этой СЭЗ. Данный объект оснащен 22 причалами. На финальных стадиях ввода этого нового порта в эксплуатацию его пропускная способность составит 15 миллионов тонн грузов в год.
Таким образом, мы наблюдаем, что в настоящее время страны Каспийского региона, учитывая растущий интерес Китая к переориентации своей торговли на Евразию в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути», уже перешли от обсуждения планов и перспектив транспортного сотрудничества к поступательной реализации масштабных проектов в направлении модернизации береговой инфраструктуры.