Доброта, честь и профессионализм многолики и многогранны и, по сути, не имеют срока давности. Особенно, если этими качествами обладает врач. Для него спасти жизнь человека, где бы он ни был, даже на высоте в несколько тысяч метров над землей, это – призвание. Поневоле оказавшаяся пациентом актауского врача Надиркожи Мусаева Азиза Лапаева – одна из пассажиров рейса Актау–Шымкент – будет жить! Сегодня об этом уже можно говорить с уверенностью. А тогда, в воздухе, жизнь многодетной матери, жительницы Шымкента, летевшей самолетом из Актау домой, могла оборваться в любой момент, если бы не помощь профессионала.
Этот рейс авиакомпании SCAT в конце декабря прошлого года мог оказаться для пожилой женщины, которая сегодня вторым своим рождением обязана нашему земляку, мог оказаться последним в ее жизни.
К счастью, рядом оказался врач, опытный и грамотный специалист–анестизиолог-реаниматолог. На счету нашего земляка этот случай оказания экстренной квалифицированной помощи не единичный. Но вот в воздухе – впервые.
Как вспоминал рейс того дня Надиркожа Абиденович, самолет начал набирать высоту, и он, уютно расположившись в кресле, слушая монотонный гул турбин, подумывал было уже задремать, даже не предполагая, что буквально минутами позже чья-то жизнь будет зависеть от его квалифицированной помощи. Вдруг в динамиках прозвучал тревожный голос стюардессы. Она обратилась к сидевшим в салоне с просьбой оказать экстренную врачебную помощь одному из пассажиров, если на борту самолета находится врач. Надиркожа Мусаев поднялся без промедления. Как врач, он понимал, что счет в таких ситуациях может идти буквально на секунды, и малейшее промедление стоит человеческой жизни. Следом поднялась еще одна пассажирка, жительница Тараза, до выхода на пенсию проработавшая медсестрой.
– Когда я подошел к пассажирке, которой требовалась помощь, она уже была в критическом состоянии: сознание заторможенное, дыхание редкое, кожные покровы посинели, артериальное давление упало до 60 на 0, пульс не прощупывался. Еще немного, и мы бы ее потеряли, – вспоминал Надиркожа Мусаев.
С Разией Сапарбековой, так звали его помощницу, они провели инфузионную терапию с подачей кислорода, ввели необходимые лекарственные препараты, которые предусмотрительно оказались в аптечке самолета. Врач сделал женщине искусственное дыхание. Четкие и уверенные действия профессионала сделали свое дело: пациентке стало лучше. Перед посадкой самолета медикам удалось поднять артериальное давление Азизы Лапаевой до нормы – 120 на 80.
– На внутривенной инфузии и увлажненном кислороде пассажирка находилась до приземления в аэропорт Шымкента. В городе мы передали ее врачам скорой помощи, ожидавшим больную у трапа самолета, – рассказал врач.
Как оказалось, в один день, 22 декабря, женщина совершила два перелета. Многодетная мать возвращалась из Турции транзитом через Актау домой, где ее ждала семья. Полет из Стамбула длился более пяти часов, и ее организм не выдержал такой большой нагрузки. Не будь оказана женщине своевременно помощь, при таком критическом артериальном давлении могла произойти остановка сердца.
Надиркожа Абиденович скромно умалчивает свою заслугу в деле спасения жизни человека и, наоборот, воздает должное экипажу самолета, на борту которого нашлись все необходимые медицинские препараты. Выражает благодарность и бывшей медсестре из Тараза, помогавшей ему. Ну, а на счету самого нашего земляка случаев оказания экстренной медицинской помощи людям и спасенных жизней, как мне стало известно, было немало. Однажды ему пришлось в прямом смысле вытаскивать с того света человека, у которого на свадьбе у родственников остановилось сердце. Ну, а самой тяжелой, особенно в морально-психологическом плане, была трагедия – авария, произошедшая в начале девяностых годов на трассе Шымкент – Сарыагыш, унесшая жизни многих людей. Работать приходилось в авральном режиме: в перевернувшемся автобусе помимо погибших находилось свыше тридцати человек, и многие из них были в бессознательном, крайне тяжелом состоянии. Все хлопоты по транспортировке и доставке пострадавших в близлежащую больницу на попутных машинах, оказание первой неотложной помощи тяжело пострадавшим легли на плечи Надиркожи Абиденовича – единственного в тот момент врача, оказавшегося в нужное время в нужном месте.
Сегодня Надиркожа Абиденович возглавляет отделение экстренной медицинской помощи Мангистауской областной больницы, где каждый день приходится вести борьбу за здоровье и жизнь пациентов. Свой поступок в самолете он расценивает как обычную ежедневную работу, как прямой долг врача, ничего удивительного в этом не видя.
– Я просто выполнил свой гражданский и врачебный долг. Ведь любой врач, окажись он на моем месте, поступил бы точно так же, как мы с Разией апай, – утверждает он.
P/S: Накануне Нового года руководство авиакомпании SCAT прислало Надиркоже Мусаеву письмо, в котором искренне благодарило врача за спасенную в воздухе жизнь человека.