С терминала в Западном Ескене отправлен первый пробный железнодорожный состав с серой. Об этом сообщили в пресс-службе компании.
Компания «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК), оператор Северо-Каспийского морского нефтегазового проекта в Казахстане, сообщает, что с железнодорожного погрузочного терминала в Западном Ескене был отправлен первый пробный железнодорожный состав с серой, состоящий из 60 вагонов.
«Этот важный этап знаменует собой завершение строительных работ и готовность объектов железнодорожного комплекса на Западном Ескене к регулярному экспорту серы», – подчеркнули в пресс-службе компании.
Успешно пройдя все необходимые проверки и согласования с соответствующими сторонами, компания НКОК, передала состав на станции Карабатан одной из своих компаний-акционеров, каждая из которых самостоятельно несет ответственность за сбыт серы и другой продукции Северо-Каспийского проекта.
Со станции Карабатан состав отправился в конечный пункт назначения – Европейский терминал серы в Усть-Луге, близ Санкт-Петербурга.
Еще одним возможным маршрутом в будущем является экспорт через порт-Кавказ на Черном море.
«Безопасное и эффективное осуществление подготовки газа и управление серой имеет важное значение для реализации Северо-Каспийского проекта. Проект предусматривает закачку до 80% сернистого газа, содержащегося в сырой нефти, обратно в пласт с применением систем обратной закачки. Остальные 20% будут отделены от элементарной серы, получаемой в качестве побочного продукта на установке комплексной подготовки нефти и газа «Болашак»», – пояснили в пресс-службе.
В течение срока реализации проекта в среднем будет производиться около 1,1 млн. тонн элементарной серы в год (3 800 тонн серы в сутки).
Сера представляет собой товар, который имеет определенную рыночную стоимость и характеризуется растущим спросом, в связи с чем акционеры проекта планируют реализацию всего полученного объема серы.
«Потенциальными международными рынками сбыта являются Китай и страны западного Средиземноморья, где сера используется в качестве сырья для производства сельскохозяйственных удобрений. В настоящее время сера будет экспортироваться на указанные рынки по железной дороге через специальный погрузочный терминал на Западном Eскене», – отметили в пресс-службе.
Чистая элементарная сера не имеет запаха, является нетоксичной и не вступает в реакцию с водой и воздухом. При этом она требует аккуратного обращения для снижения объема образования пыли. Сера, образуемая в рамках проекта, производится первоначально в жидкой форме. Для целей временного хранения сера отливается в большие (100х300 м) твердые блоки. После достижения определенной высоты блок закрывается сверху утяжеленной полимерной пленкой. Благодаря этому обеспечивается защита серы от воздействия ветра или воды. Участок хранения серы оборудован защитным покрытием и дренажной системой, которые не допускают проникновения серы в грунтовые воды. По всему периметру этого участка установлены датчики обнаружения пожара и газа.
Для транспортировки, блоки вновь расплавляются, и из жидкой серы формируются твердые гранулы. Для предотвращения образования несвязанной серы или серной пыли дробление блоков не предусмотрено.
Процесс подготовки к отгрузке начинается с производства гранул в так называемых «ротоформерах», которые расположены в здании установки гранулирования серы. Готовая гранулированная сера поступает на конвейерные ленты, а затем загружается в железнодорожные вагоны напрямую или через погрузочно-разгрузочную установку, либо размещается во временных хранилищах, для отправки на экспорт через определенное время.
После этого загруженные серой железнодорожные вагоны направляются в специальное помещение для проведения операций, связанных с защитным покрытием, и, в итоге, поступают на сортировочную станцию, где проводится подготовка всего железнодорожного состава к экспорту со станции Карабатан.