С участием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Астане прошел общенациональный телемост «Новая индустриализация страны: Прыжок казахстанского барса». Телетрансляцию обеспечивали 25 мобильных телевизионных станций, спутник «KazSat» и национальные операторы связи. 25 индустриальных объектов находились на связи в режиме реального времени. В этот день с Главой государства пообщались более 10 тысяч работников предприятий. В режиме онлайн по всей стране были запущены новые индустриально-инновационные, инфраструктурные, энергетические, агропромышленные проекты.
В частности, компания «Казахалтын Технолоджи» запустила золотоизвлекательную фабрику в поселке Аксу. В секторе машиностроения и металлопереработки в Актюбинской области заработал завод по производству нефтегазового оборудования и труб ТОО «Казахстанский завод нефтяного оборудования», в Атырауской области осуществлен запуск производства металлоконструкций с использованием методов роботосварки (ТОО «Жигермунайсервис»).
В пищевой промышленности и переработки сельхозпродукции в Северо-Казахстанской области ТОО «Маслодел» открыт молочный завод с установкой высокотехнологического оборудования Tetra Pak. В Восточно-Казахстанской области ТОО «Восток-Молоко» осуществил модернизацию молочного комплекса с установкой высокотехнологичного оборудования для переработки, в Западно-Казахстанской области в ТОО «Жайык Агро» запустил новую птицефабрику.
В направлении «новые сектора для развития малого и среднего бизнеса» в Жамбылской области ТОО «Оргстрой» открыл производство по добыче, переработки гранита, мрамора и гипса по новейшей технологии безвзрывной выработки блоков, в Алматинской области ТОО «Psi Stroy Industriya» запустил завод по производству металлоконструкций, Коринская ГЭС осуществила запуск проекта альтернативной энергетики.
В Карагандинской области заработало предприятие по утилизации и переработке ВЭТС ТОО «Recycling Company», которое будет заниматься утилизацией и переработкой авто мощностью до 50 тысяч единиц в год.
Кроме этого, АО «Интергаз Центральная Азия» запустило установку осушки газа на ПХГ «Бозой» в Актюбинской области.
Нурсултан Назарбаев дал старт производству легированного алюминия (ТОО «Giessenhaus») и производству алюминиевых автомобильных дисков (группа компаний КИК) в Павлодарской области, производству стыкосварочных труб АО «Arcelor Mittal Tubular Products Aktau» (СЭЗ «Морпорт Актау», Мангистауская область), работе нового цеха твердых лекарственных форм АО «Химфарм» (Южно-Казахстанская область), строительству завода по производству цемента ТОО «Гежуба Цемент» в Кызылординской области и строительству нефтехимического производства ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries» в Атырауской области.
В рамках технологического обновления производства «Евразийская группа» (ERG) запустила проект «умного карьера» в Качарском руднике в Костанайской области, корпорация «Казцинк» осуществила запуск системы Pitram на Малеевском руднике в Восточно-Казахстанской области, компания «Алтыналмас» произвела запуск интеграционной платформы в Жамбылской области. Кроме этого, заработал проект «Цифровая лаборатория» автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий» в Алматы и лаборатория робототехники «Назарбаев Университет» в Астане.
Также в ходе общенационального телемоста в Астане заработал авиационно-технический центр авиакомпании «Эйр Астана», где техническое обслуживание будет проводиться в соответствии со стандартами Европейского агентства по авиационной безопасности, как для собственных авиалайнеров, так и самолетов других авиакомпаний. В Мангистауской области осуществлен запуск участка Актау – Шетпе автодорожного проекта «Актау – Бейнеу». В Шымкенте ТОО «Continental Logistics Shymkent» построил крупный транспортно-логистический центр.
Казахстан перестал быть сухопутной страной
В целях развития транзитного потенциала Казахстана и осуществления проекта по созданию логистического хаба на евразийском континенте Глава государства запустил первую очередь автомобильного паромного терминала порта Курык (Мангистауская область). – Уважаемый Нурсултан Абишевич! Порт Курык – ключевое звено Транскаспийского транспортного коридора. За 2017 год мы обеспечили перевалку свыше 1 млн. 200 тыс. тонн грузов. Новый автомобильный паромный комплекс – это дополнительно 2 млн. тонн грузов ежегодно. Сегодня мы запускаем новые маршруты в Турцию и страны Европы, – сказал вице-президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Бауыржан Урынбасаров.
Напомним, что строительство морского порта Курык реализуется в рамках Послания Президента РК «Нұрлы жол». Портовики отмечают, что паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты – Ерсай уже обеспечивают мультимодальную транспортировку генеральных и наливных грузов, что увеличит транзитный грузопоток и повысит экспортный потенциал в западном направлении через Каспий.
На автомобильный паромный комплекс, или так называемый, пальчиковый причал, будут заходить паромы, груженные фурами с сухими грузами. Сейчас в порту строится площадка для фур, столовая для водителей, гостиница на 50 мест и дорога протяженностью в 27 километров от порта до села Курык.
Глава государства напомнил, каким образом зародилась идея о строительстве казахстанских портов.
– Сухой порт Хоргос – это идея, осуществленная мной и бывшим Председателем КНР Ху Цзиньтао. И для того, чтобы начать это строительство, мы пригласили президента известного вам всем порта Джэбэль Али в Эмиратах, где осуществляется перевалка огромных грузов. Я его спросил: «Почему ты сюда приехал? У вас Джэбэль Али находится в море и замечательные транспортные маршруты. А у нас моря нет – кругом песок». Он говорит: «Господин Президент, у Вас моря больше, чем у нас. Посмотрите на Китай – больше море, чем Джэбэль Али, имеет». И вот так возник этот сухой порт – ворота, через которые к нам возят товары из Тихого океана», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Как подчеркнул Глава государства, порт Курык – это осуществленная новинка в нашей стране.
– Вы представляете себе – мы открыли паромную переправу, теперь автомобильный паром в этом году, и порт Курык был готов к открытию маршрута порт Курык – Баку – Грузия – Турция, через Босфор в Европу. Теперь мы можем сказать, что Казахстан – это не сухопутная страна и имеет выход ко всем морям, включая Персидский залив. Только масштабная индустриализация выведет страну в 30 самых развитых государств мира. Главная цель у нас – мечта. Когда у человека есть мечта, он никогда не стареет. Надо жить с мечтой. Двигаться к этой мечте. Мечта должна быть очень большой. Даже если до середины дойдёшь, уже будешь иметь большой успех. В первую очередь молодёжи это говорю. Это одно из важных мероприятий было накануне нашего 25-летия. Задачи новые, если я их поставил, давайте будем работать, – заявил Президент РК.
…Вот на железнодорожном причале уже загружают корабль «Нахичевань», на подходе паром «Профессор Гюль». Всё движение кораблей, постановку паромов к причалам, их обработку контролирует и регулирует диспетчер порта Курык Мурат Исатаев. Без его команды в морскую гавань даже резиновая лодка не зайдет. За последние полмесяца работы у диспетчера прибавилось. С 16 ноября на железнодорожном паромном комплексе был открыт еще один причал. Теперь здесь можно одновременно обрабатывать по два парома. А в сутки – пять судов.
– Идут в основном такие грузы, как нефтепродукты – это газойль и мазут, минеральные удобрения – селитра, аммиак, отправляем сейчас пшеницу, товары народного потребления из Китая. Сейчас мы грузим абсолютно все – есть хопперы, полувагоны, крытые вагоны, цистерны. На сегодняшний день наши ресурсы позволяют нам обрабатывать по пять судов в сутки, – говорит Мурат Исатаев.
Грузовой план готовится на станции Мангышлак. Через несколько часов вагоны подают в порт, здесь их расставляют попарно и грузят на паромы. На обработку большого парома уходит в среднем 10-12 часов, маленького – 8-10 часов.
– В это время осуществляется приход, открытие-закрытие границы, крепление грузов, сам процесс обработки. Сейчас проверяются возможности и силы нашего порта. Те грузы, которые раньше шли через морской порт Актау, теперь отправляются через нас. Но если мы не успеваем, то морпорт Актау нам помогает – они принимают и обслуживают эти суда, – отмечает диспетчер порта.
Все грузы идут сначала на Азербайджан, а уже оттуда в Грузию и далее в Европу.
– На импорт из Украины к нам приходит мебель, кондитерские изделия, молочная продукция. Из Грузии и Азербайджана – фрукты и овощи. В планах – расширить паромное сообщение с Туркменистаном и Ираном. Уже сейчас порт Курык является активным участником Транскаспийского международного транспортного маршрута – это современный аналог Великого Шелкового пути, который пролегает из Азии в Европу, – рассказывает заместитель генерального директора порта Курык Талгат Оспанов.
– На территории порта Курык будет специально создана зона таможенного оформления для автофур и морской вокзал, т.е. созданы все условия для водителей и проводников, – рассказал диспетчер порта Курык Мурат Исатаев.
На строительстве порта и железнодорожном паромном комплексе сейчас работают несколько сотен человек. Многие нашли здесь работу по региональной программе «Жана серпин». Один из них – Мади Саркулов.
По специальности он нефтяник, но несколько лет назад попал под сокращение. Житель села Курык обратился в центр занятости в рамках региональной программы, прошел обучение и вот уже 8 месяцев работает в порту тальманом.
– Я считаю, что это здорово, когда открываются новые производства и новые рабочие места. У нас есть возможность работать и зарабатывать, обеспечивать свою семью, – говорит Мади Саркулов.
На сегодняшний день в порту Курык уже обработано порядка 1 миллиона 300 тысяч тонн грузов. До конца года здесь планируют довести эту цифру до полутора миллионов. В следующем же году с вводом в эксплуатацию автомобильного паромного комплекса и с учетом работы железнодорожного, порт выйдет на проектную мощность и сможет обрабатывать до семи миллионов тонн грузов в год.
В рамках политики импортозамещения
Еще одно включение было с завод по производству стыко-сварочных труб АО «ArcelorMittal Tubular Products Aktau». Стоимость проекта с участием иностранного капитала – 6,8 млрд. тенге. Завод по укрупненной сборке нефтегазовых труб в 24-метровые секции был построен специально для Проекта Будущего Расширения / Проекта управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД) компании «Тенгизшевройл».
«Кұрметті, Елбасы! Наш завод является уникальным, технологически насыщенным промышленным комплексом во всем Каспийском регионе. Производственная мощность – до 15 тыс. тонн сварочных стыков в год. Нурсултан Абишевич, спасибо Вам за политику импортозамещения и за то, что казахстанские предприятия получают неоценимый опыт участия в международных проектах!» – поблагодарил Президента Магомед Ибрагимов, генеральный директор АО «Arcelormittal Tubular Products Aktau».
Дороги – важные транспортные артерии
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе Общенационального телемоста официально дал страт реконструкции участка автодороги Актау – Шетпе автодорожного проекта «Актау – Бейнеу».
– Участок дороги Актау – Шетпе входит в международный транзитный коридор Астрахань – Атырау – Актау – граница Туркменистана. Это самая короткая дорога в Россию и Восточную Европу, – сказал председатель Комитета автомобильных дорог МИР РК Мереке Пшембаев во время представления проекта Главе государства.
Дальше транспортную магистраль будут расширять. Это будет четырех полосная дорога с общей шириной 18 метров и 27 сантиметровой толщиной асфальтового покрытия. В работе задействовано около 500 рабочих, в том числе инженерный состав.
– Реконструкция автодороги Жетыбай – Жанаозен протяженностью 73 км по категории Б, заказчиком которой является Комитет автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК, ведется за счет средств Азиатского банка развития. Общая сумма проекта составила 25 млрд. тенге. В этом году предусмотрено 4 462,2 млн. тенге. По итогам конкурса определены победители по двум участкам. Первым участком с 82 по 117 км займутся совместное предприятие ТОО «Ақ жол құрылыс» и компания АО «Аккорд»; вторым – с 117 по 155 км – АО «Дженгиз Иншаат». Ратификация соглашения выделении займа уже состоялась. Рекоснтуркция будет вестись в течение 20 месяцев, – рассказал генеральный директор ТОО ««Ақ жол құрылыс» Асылбек Жолдыбаев.
Как отметил Президент, впереди еще много работы в данном направлении.
– Автомобильная дорога – это отдельный разговор о том, что мы сделали за эти годы. Это колоссальная, никогда не осуществлявшаяся работа по всему Казахстану. В рамках реализации программы «Нурлы жол» мы построили уже 4,5 тысячи км, еще 4,5 тыс. предстоит сделать в последующие годы. Мы полностью изменяем транспортные условия Казахстана, а также нашу инфраструктуру. И вы являетесь теми, кто осуществляет эту великую задачу, стоящую перед нашим народом, – отметил Елбасы. – Поздравляю! Запускайте ваши объекты! – добавил Глава государства, обращаясь к участникам телемоста.
– Сегодня в ходе общенационального телемоста был дан старт одному из важных для нашего региона проектов – реконструкции автомобильной дороги Шетпе – Актау. Это один из 25 проектов, которым дал старт Президент Нурсултан Назарбаев. Поэтому я хочу выразить благодарность всем людям, которые причастны к реализации этого проекта. И сейчас в продолжение работы мы начинаем реконструкцию еще одной автодороги – Жетыбай – Жанаозен. И это вопрос не просто строительства, а прежде всего, безопасности людей. Сейчас между Актау и селом Жетыбай, между Жетыбаем и Шетпе количество ДТП значительно сократилось, потому, что качество строительства автодорог напрямую связано с обеспечением безопасности передвижения. Также новые, качественные дороги будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Еще хочу отметить, что строительство автополотна обеспечило работой 600 человек в области. И особенно важный момент – строительство новых автодорог в нашей области способствует реализации большого проекта – сооружение автотрассы Западная Европа – Западный Китай, – сказал аким Ералы Тугжанов на церемонии открытия.
Отметим, с начала 2017 года введено 127 проектов на сумму 1,9 трлн. тенге, создано более 10 тысяч постоянных рабочих мест.
Глава государства поручил Правительству принять необходимые меры по созданию условий для возвращения в страну капиталов, размещённых за рубежом, продвижению казахстанских товаров на экспортные рынки, а также усилению внимания вопросам развития предпринимательства и улучшения бизнес среды.
В заключительной части мероприятия Президент Казахстана вручил премии конкурса «Алтын сапа»: «Лучший индустриальный проект» - сопредседателю совета директоров ТОО «Giessenhaus» В.Литуеву, «Лучший инновационный проект» – руководителю проекта ТОО «Recycling Company» А.Рябинину, «Лидер качества» - председателю правления ТОО «Казфосфат» М.Есенову, «Лучшее предприятие, выпускающее продовольственные товары и/или сельскохозяйственную продукцию» – директору полного товарищества «Абзал и Компания» М.Ералиеву.
Премия Гран-при конкурса «Парыз» вручена руководителю Евразийской группы А.Машкевичу. Специальная премия по результатам рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса вручена акиму г.Астаны А.Исекешеву.