Долгожданное событие – вскрытие капсулы с посланием к поколению ХХI века от первых пионеров Мангышлака – прошло в КДК имени Абая в День Первого Президента Казахстана. Именно к этой дате было приурочено событие, которое жители областного центра ждали давно и с нетерпением.
Как мы знаем, первыми пионерами Мангышлака вскрытие капсулы было завещано своим будущим потомкам произвести седьмого ноября 2017 года – в юбилейную дату – 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Но, как говорят: «Люди предполагают, звезды же располагают». Предполагал ли кто из них тогда, что четверть века спустя после события для них столь значимого Союз нерушимый республик свободных, не выдержав экзамен на прочность временем, навсегда канет в Лету? Что формации сменят одна другую, а некогда братские республики страны Советов уйдут в свободное плавание, обретя независимость, в том числе и Казахстан?
Тем не менее, актаусцы, старшее поколение которых – родом из СССР, а младшее наслышано о «письме времени» от родителей, с нескрываемым интересом ждали этого события. И каждый раз, проходя мимо стелы с высеченной на ней надписью: «К поколению 2017 г. от пионеров Мангышлака 1967 г.», установленной во втором микрорайоне на остановке напротив гуманитарного колледжа, каждый из нас в душе торопил время, мысленно приближая день вскрытия капсулы. А поскольку 7-ое ноября для нового, независимого Казахстана, как и для всех бывших республик СССР, теперь уже стал одним из будничных дней, местные власти вскрытие капсулы приурочили ко Дню Первого Президента РК. Накануне 1-го декабря было произведено бурение места закладки капсулы, но поисковые работы оказались тщетными: капсула как в воду канула. Два дня подряд в социальных сетях кипели прямо-таки шекспировские страсти с бурным обсуждением: «где?», «как?», «почему?».
Точки над i расставил Николай Баев – экс-глава в прошлом администрации Актау (главами называли после развала Союза предшественников нынешних акимов, а сами акиматы именовались администрациями). Николай Иванович, как сообщил он, привез с собой дубликат обращения, вложенный, как и оригинал его, в металлический цилиндр. Об ажиотаже, развернувшемся вокруг капсулы с обращением, он узнал в соцсетях, и, созвонившись с местными властями, срочно вылетел из Астаны, где ныне проживает, в город своей юности – Актау.
Капсулу, по словам Н. Баева, в начале девяностых ему вручил В.А. Губанов, работавший в те годы секретарем городского комитета Компартии КазССР. 1993-й год вошел в историю нового суверенного Казахстана как год, когда коммунистическая номенклатура с всею своей атрибутикой навсегда канула в небытие. А в 1994-ом году образовались уже новые выборные органы молодой республики – маслихаты. В этих годах и состоялась передача капсулы Н. Баеву, который сохранил, а затем и передал ее нынешнему руководству Актау.
(Рискну высказать мнение старшего поколения актаусцев, которое более склонно думать, что в начале девяностых, после распада Союза, при новой системе власти, отказавшейся от коммунистической идеологии и символики, встал вопрос – насколько существенно и актуально обращение пионеров прежней формации в новых условиях, когда пионерской организации уже не существовало и в помине? А потому в одну из ночей, так сказать, «тихо, мирно», также, как был демонтирован и памятник Ленину, капсула была извлечена. Об этом знал лишь очень узкий круг людей. Затем она была передана, как дубликат первой, на хранение Николаю Баеву, который, возможно, и не подозревал об истинном положении вещей. Но теперь уже все это – из области предположений и догадок. История глубоко похоронила в своих анналах правду и подлинность произошедшего. Как бы то ни было, вскрытие капсулы состоялось).
В церемонии вскрытия послания первых пионеров Мангышлака к своим потомкам приняли участие, помимо руководства областного центра, и ветераны производств – прямые участники тех событий, которые на мероприятии сидели в красных галстуках – атрибутике пионеров прежней эпохи, представители различных партий, студенческой молодежи, общественности города. Из Москвы была приглашена и Марина Остапенко. Она, будучи еще пятилетней девчушкой, вместе Артуром Камалиденовым принимала участие в закладке «письма времени». Оба: Артур – член пионерской организации, где формировался характер будущего строителя страны, с присущей ему беззаветной любовью к своей Родине, желанием учиться и трудиться на благо процветания своей страны, и Марина видели себя активными созидателями будущего.
Свиток длиною более одного метра извлекли из капсулы цилиндрической формы, верхняя сторона которой была надежно «опечатана» парафином. Письмо прекрасно сохранилось, несмотря на свой «солидный» полувековой возраст. Начиналось оно призывом ко всем рабочим мира: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Письмо в 2017 год. Тем, кого еще сейчас нет».
Как и 50 лет назад, Марина Остапенко вновь оказалась в центре внимания. Ее, как главную участницу закладки «письма времени», аким города Актау Галымжан Ниязов пригласил на сцену ознакомить присутствующих с текстом обращения, написанного пионерами прошлого столетия от имени 57-ми тысяч шевченковцев, представителей 52-х народностей – активных созидателей и строителей города будущего, прибывших на всесоюзную ударную комсомольскую стройку века со всех уголков необъятного Союза. (ВУзени в то время проживали 28 тысяч человек, в Жетыбае – 18 тысяч, в Ералиево – 8 тысяч).
Послание к будущим внукам, написанное в день рождения страны Советов – в 50-летие Октябрьской революции, рассказывало об успехах основателей города и содержало перечисление важных исторических фактов и событий, происходивших на Мангышлаке со времени его основания вплоть до периода закладки капсулы.
Гостья будто повернула ход истории назад, вернув одних – участников событий тех лет – в годы далекой юности, молодежь – в события 50-летней давности.
Как в калейдоскопе времени «перелистывались» страницы истории Мангистау с важными вехами его жизни: 6-го июля 1961-го года на шестой скважине месторождения Жетыбай забил первый фонтан с черным золотом края, ознаменовавший собой эру большой мангышлакской нефти. К 1967-му году на месторождениях Жетыбай и Узень действовали уже 237 скважин. (Для сравнения: Сегодня на месторождениях нашего региона действуют около сотни тысяч скважин!).
29-го октября 1964-го года по новой железной дороге Макат–Шевченко прибыл в город первый железнодорожный состав.
10-го июля 1965-го года из поселка Узень был отправлен первый эшелон с мангышлакской нефтью на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод.
10-го октября 1966-го года от морского порта Актау отшвартовался первый танкер «Джебраил» с мангышлакской нефтью в Волгоград.
В марте 1966 года в городе была заложена первая аллея в честь 50-летия Октября.
И таких знаменательных событий, писали пионеры в своем послании, в жизни региона в грядущем тысячелетии будет множество.
«Кто вы, какие вы, пионеры ХХI века? Когда мы пишем это письмо, вас еще нет. Вы будете нашими внуками. И ваша жизнь будет еще интересней. А о нашей жизни вы будете знать из фильмов и книг. Ваше настоящее родилось в славном труде сегодняшнего времени. Край тысячи кишлаков сегодня называется полуостровом сокровищ. Страна кочевников и скотоводов станет страной солнца, страной истинных человеческих радостей! Желаем вам, пионеры ХХI века, гордо и весело нести знамя этой эстафеты, поднятой нашими отцами и дедами». С пожеланиями счастья завершали свое обращение пионеры 1967-го года к своим будущим внукам – поколению нового тысячелетия.
При чтении последних строк письма, когда Марина Остапенко озвучила призыв пионеров советской эпохи: «В борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!», сидевшие в зале представители старшего поколения – все, как один откликнулись: «Всегда готовы!».
Хотелось бы, чтобы связь и преемственность поколений на этом не прервались, чтобы эстафету передачи посланий будущим потомкам подхватила и продолжила нынешняя молодежь. Ибо ей есть чем гордиться и о чем поведать своим последователям и вписать в историю Мангистау еще одну золотую страницу трудовой доблести своих отцов, матерей и братьев.
P/S: Капсулу с посланием к поколению ХХI века от покорителей Мангышлака вручили заместителю директора Мангистауского областного историко-краеведческого музея Нурболату Калаганову для передачи ее на вечное хранение в областной историко-краеведческий музей.