«97. Расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления. Передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Правительство станет компактным за счет сокращения несвойственных государству и избыточных функций.
98. На уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения будет внедряться самостоятельный бюджет местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов»
(Из Плана нации «100 конкретных шагов»)
Вопросы формирования бюджета четвертого уровня – самостоятельного бюджета местного самоуправления и связанные с ним трудности и проблемы были обсуждены в ходе состоявшейся диалоговой площадки, организованной ОЮЛ «Гражданский альянс Мангистауской области.
Как известно, со вступлением в силу изменений в Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», а также с принятием Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления» в нашей стране поэтапно формируется правовая база модели местного самоуправления, успешное внедрение которой зависит от правильно скоординированных действий местных исполнительных органов и организаций неправительственного сектора. Никто не будет оспариать тот факт, что развитие местного самоуправления является важнейшим условием для дальнейшего демократического развития страны, а провозглашенные Конституцией РК права граждан на местное самоуправление должны быть реализованы.
Как правильно использовать механизмы местного самоуправления, с какими проблемами пришлось столкнуться, готовы ли местные исполнительные власти к формированию бюджета четвертого уровня и реализации новой модели самоуправления – именно эти вопросы обсуждались в ходе работы диалоговой площадки, состоявшейся в рамках проекта «Проведение информационной компании по разъяснению принципов, механизмов реализации местного самоуправления и общественного мониторинга». Данный проект на территории нашего региона реализует объединение юридических лиц «Гражданский альянс Мангистауской области».
В работе диалоговой площадки приняли участие руководитель управления развития местного самоуправления Министерства национальной экономики Республики Казахстан Бахтияр Калабаев, представители областного управления финансов, территориального департамента государственных доходов, акимы сел и сельских округов Мунайлинского и Каракиянского районов.
Бахтияр Калабаев, приветствуя участников встречи, отметил, что Президентом страны в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» было поручено на уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения внедрить самостоятельный бюджет местного самоуправления.
– С 1 января 2018 года в Республике Казахстан на уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов бюджет местного самоуправления внедряется в административных и территориальных единицах с численностью населения свыше 2 тыс. человек, а с 2020 года – повсеместно. Министерство национальной экономики провело по данному вопросу четыре республиканских форума. Все ответы на вопросы и проблемы, озвученные участниками в ходе них, будут размещены на сайте министерства. Как вам известно, проводится широкомасштабная информационная кампания по разъяснению принципов и механизмов реализации местного самоуправления с охватом всех сел республики. К примеру, вчера мы побывали в селах Мангистауского и Бейнеуского районов и на месте смогли ознакомиться с реальным положением дел по подготовленности населенных пунктов к формированию самостоятельного бюджета. Отрадно, что неправительственные организации принимают активное участие в этой работе, – подчеркнул руководитель управления развития местного самоуправления Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Создаваемый самостоятельный бюджет местного самоуправления будет включать в себя помимо имущественного и транспортного налогов, также штрафы, взимаемые акимами сел и сельских округов за административные правонарушения.
Исходя из этого, акимы сел и сельских округов теперь будут заинтересованы в своевременной регистрации и перерегистрации каждого объекта на своей территории.
О проблемах и рисках изъятия сборов поведал руководитель управления государственных услуг департамента государственных доходов по Мангистаускоцй области Серик Жасулан. Он также проинформировал, какие нарушения и ошибки выявлены в ходе проверок по регистрации объектов и транспортных средств, а также об изменениях в формах налоговой отчетности и правилах ведения лицевого счета.
– На сегодняшний день при существующей трехуровневой системе бюджета система оплаты доходит до районного (третьего) уровня, поэтому поступления регулируются и наблюдаются по району. Но с переходом к четвертому уровню бюджета необходимо предусмотреть оплату в разрезе сельских округов. Поэтому при составлении налоговой отчетности к имеющемуся четырехзначному коду налогового органа добавляется двузначный код сельского округа, – сообщил Серик Жасулан.
Участники встречи сошлись во мнении, что необходима единая база уполномоченных органов, которая разрешит проблемы с регистрацией объектов и контроля над ними, а также исключит возможность уклонения от уплаты налогов.
Опытом внедрения местного самоуправления в селе Батыр Мунайлинского района и селе Жетыбай Каракиянского района поделились акимы этих населенных пунктов – Г.Джайылганова и К.Асанов.
По словам Г. Джайылгановой, в селе Батыр Мунайлинского района насчитывается 2087 жилых домов, в органах юстиции зарегистрировано 1312 жилых объекта и два социальных объекта. Остальные домовладельцы приводят документы на имущество в порядок, проходят регистрацию. В селе зарегистрирован 21 предприниматель и 37 фермерских хозяйств.
– Бюджет села на 2018-2020 годы составлен, рассмотрен и отправлен на утверждение в областное управление финансов. В случае утверждения бюджета ожидаем поступлений финансовых средств на сумму 6 млн. 372 тыс. тенге, – отметила Г.Джайылганова, – Поступления в бюджет от штрафов, имущественного и транспортного налогов, а также от платы за размещение наружной (визуальной) рекламы составили в этом году 480 тысяч тенге, – подчеркнула аким села Батыр.
В ходе диалоговой площадки полемика развернулась вокруг вопросов о проведении тендеров, госзакупок и взимании штрафов.
Как считают представители администрации Каракиянского и Мунайлинского районов, в связи с тем, что санитарная очистка, благоустройство и озеленение отданы в конкурентную, то бишь, частную среду, возникает немало трудностей после проведения тендеров. К примеру, на саночистку села требуется несколько миллионов тенге. Индивидуальный предприниматель, не имеющий стажа работы в этой отрасли и имеющий очень далекое представление о предстоящем фронте работ, выигрывает тендер, согласившись на 1 млн. тенге. А затем соответственно на эту сумму он не может выполнить тот объем работ, на который подписывался. В результате от этого страдают жители населенного пункта, а сама местная администрация в лице акима села получает нагоняи от вышестоящего начальства и упреки от сельчан.
– Если подать в суд на организацию, выигравшую тендер и не выполняющую договорные обязательства, то судебный процесс может затянуться, а кто будет все это время убирать населенный пункт? – эмоционально вопрошали участники диалоговой площадки.
Необходимо, как считают представители местных исполнительных органов, прописать в конкурсные процедуры ряд требований по стажу работы в отрасли, а также необходимо, чтобы сроки реализации тендера не ограничивались одним годом. Получается, что озеленением один год занимается один предприниматель, на следующий год – другой, напрочь перечеркивая работу своего предшественника. В результате страдают сельчане.
Или, к примеру, тендер на поставку того или иного оборудования для благоустройства села Жетыбай выиграл предприниматель из Кызылординской области. Проходит время – ни оборудования, ни предпринимателя на горизонте мангистауского села не наблюдается. Когда начинают у него требовать выполнения обязательств по тендеру, то надзорные органы напоминают сельской администрации о нарушении прав предпринимателя и давлении на него. Как разорвать этот круг с госзакупками и тендером, как сделать так, чтобы эти механизмы действительно работали?
Таким образом, вопросы эффективного развития местного самоуправления с учетом проблемных моментов вызвали много предложений, рекомендаций и эмоций у участников диалоговой площадки, которая стала итоговым мероприятием по внедряемому с марта текущего года проекту «Проведение информационной компании по разъяснению принципов, механизмов реализации местного самоуправления и общественного мониторинга».
Ясно одно: вопросов много, и они будут решаться поэтапно. Сам ход реализации закона о местном самоуправлении, скорее всего, не будет легким. Но, как было подчеркнуто участниками диалоговой площадки, благодаря местному самоуправлению и самостоятельному бюджету, акимы получат реальные финансовые средства для улучшения условий жизни сельчан.
Как отметила представитель ОЮЛ «Гражданский альянс Мангистауской области» и координатор проекта Гулден Аубакирова, этот проект реализовывался в тандеме с другим проектом «Совместными усилиями – к процветанию села».
– Второй проект, реализуемый Гражданским альянсом Мангистаской области, рассчитан на три года и стартовал в марте текущего года в 13 селах Мангистауской области (семь сел Мунайлинского района и шесть сел Тупкараганского района) при финансовой поддержке Европейского союза и акимата Мангистауской области. В рамках этого пилотного проекта предусматривается ряд мероприятий, направленных на развитие экономики региона, к примеру, поддержка начинающих предпринимателей путем выделения им грантов на сумму 4 тыс. евро. Также в рамках реализации данного проекта будут разработаны планы развития сел, – подчеркнула Гулден Аубакирова.