Комитет транспорта министерства по инвестициям и развитию Казахстана заявил об усилении мер по охране безопасности на Каспийском море.
«В настоящее время в казахстанском секторе Каспийского моря под флагом РК ходят более 300 судов. 12 судов задействованы в международных перевозках, другие поддерживают операции при освоении нефтяных месторождений. Кроме того, ежедневно в казахстанские порты заходят десятки судов других прикаспийских государств. Интенсивность эксплуатации судов в казахстанском секторе Каспийского моря, объемы перевозимой нефти и топлива вызывают потенциальный риск загрязнения воды. В целях предупреждения ЧП комитетом транспорта МИР РК начата работа по расширению нормативно-правовой базы, касающейся охраны морской среды», – говорится в сообщении ведомства.
По информации министерства, планируется ратифицировать Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года и протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года.
В настоящее время законодательством предусмотрена ответственность судовладельца за ущерб только от загрязнения нефтью, перевозимой в качестве груза. Однако бункерное топливо представляет не меньшую угрозу. Ратификация конвенции позволит установить ответственность судовладельца в случае загрязнения моря таким топливом. Кроме того, будут установлены требования по обязательному страхованию риска от загрязнения и механизм компенсации для лиц, понесших ущерб в результате разлива бункерного топлива.
В настоящее время участниками конвенции являются 75 стран. Ратификация упомянутого протокола позволит актуализировать режим ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью при транспортировке танкерами. Подобный режим действует в 133 государствах. Также предполагается увеличение размера страхования ответственности судовладельца с 20 до 126 млн. долларов; размеры компенсаций за ущерб от загрязнения нефтью будут дифференцироваться в зависимости от водоизмещения судна; сфера применения гражданской ответственности будет расширена до исключительной экономической зоны. Параллельно с ратификацией этих документов комитетом проводится работа по внесению поправок в национальное законодательство, касающееся вопросов транспорта. В частности, в Законе РК «О торговом мореплавании» предусматривается компетенция МИР РК в части утверждения правил по предотвращению загрязнений с судов.
Стоит также напомнить, что в 2017 году были усилены меры защиты судов и портовой инфраструктуры от террористических угроз. Так, установлены требования о необходимости регулярного проведения оценки защиты портов. Кроме того, в каждом порту и на каждом судне отныне необходимо иметь специальный план для оперативного реагирования в случае атаки.