По результатам исследования «Индекс открытости местных бюджетов в Казахстане-2016» выяснилось, что в Мангистауской области местные органы предоставляют общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности. Об этом сообщила президент ОЮЛ «Гражданский Альянс Мангистауской области» Жибек Ахметова.
По ее словам, к мониторингу она была привлечена в качестве местного эксперта. По итогам проведенной работы самые высокие показатели по прозрачности бюджета у Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей, которые набрали по 73 и 62 баллов из 100 возможных.
– Само исследование было проведено ОФ «Центр бюджетного анализа и экономического мониторинга». Мангистауская область оценивалась по таким параметрам как открытость процесса планирования и разработка проекта бюджета – 19 баллов, открытость процесса рассмотрения и утверждения бюджета – 36, открытость процесса исполнения бюджета – 40, в итоге получив 34 балла из 100 возможных. Оценка показала, что у граждан ограничена возможность отслеживать как используются бюджетные деньги, – пояснила она.
Участники круглого стола отметили, что необходимо повысить индекс прозрачности бюджета, чтобы жители могли следить за тем, как местные исполнительные органы используют финансовые средства во благо развития экономики региона, а также предоставить гражданам возможность принимать непосредственное участие в бюджетном процессе.
Для этого экспертами были разработаны рекомендации по повышению эффективности деятельности местных органов госуправления и предложено организовать ряд конкретных мероприятий.
Во-первых, акимату необходимо вовлечь общественность на всех этапах бюджетного процесса. Предоставлять доступ общественности к отчетам по контрольным и мониторинговым мероприятиям, разработать совместный с НПО план действий по повышению прозрачности, опубликовать версию прогноза социально-экономического развития и отчета по развитию региона. Создать ситуационный центр или интерактивную карту по реализации бюджета, где гражданин мог бы увидеть освоение бюджета по интересующей его сфере (здравоохранение, спорт, образование и т.д.).
Во-вторых, маслихату необходимо опубликовать бюджетные инициативы депутатов (внесенные и учтенные), а также работу постоянных комиссий маслихата по бюджетному процессу. На сайте областного маслихата разместить информацию о принятых от избирателей проблемных вопросах и их решении через бюджетное финансирование. Проводить общественные слушания и использовать новые технологии при управлении процессом обмена мнениями и общественными дискуссиями (социальные сети, блоги депутатов маслихатов, сайты маслихатов).
В-третьих, включить темы государственного социального заказа по мониторингу бюджетной прозрачности, оказать содействие участию граждан в реализации закона «О доступе к информации», провести обучающие курсы по финансовой грамотности для местных СМИ, НПО.