В Астане прошла Международная выставка «Транс-Казахстан», которая посвящена транспорту и логистике. В ней приняли участие около 100 компаний из десяти стран мира. Кроме этого состоялась юбилейная Х Международная конференция по транспортно-транзитному потенциалу «ТрансЕвразия-2017» на тему «Новая Евразия: развитие транспортно-логистических систем на Евроазиатских трансконтинентальных маршрутах».
В конференции приняли участие порядка 300 делегатов из стран Евро-Азиатского региона, представляющие государственные органы, дипломатический корпус в Республике Казахстан, а также межправительственные, международные и региональные организации, финансовые институты, транспортные ассоциации и компании.
Конференция была организована Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан и была посвящена теме: «Новая Евразия: развитие транспортно-логистических систем на Евроазиатских трансконтинентальных маршрутах», актуальность которой обусловлена в условиях углубления экономических интеграционных процессов на Евразийском пространстве.
Среди высокопоставленных иностранных гостей конференции были руководители Тюркского совета, организации экономического сотрудничества, транспортных министерств России, Азербайджана, Литвы и Латвии, Межправительственной комиссии ТРАСЕКА и организации сотрудничества железных дорог, а также главы дипломатических представительств 23 государств.
Выступая на международной конференции, министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек отметил, что для Казахстана, как для крупнейшей в мире страны, не имеющей выхода к открытому морю, создание эффективной национальной транспортной инфраструктуры и ее последовательная интеграция в мировую транспортную систему является одним из определяющих факторов экономического роста страны.
В этом контексте руководством и Правительством страны посредством принятия и реализации государственных программ уделяется большое внимание строительству новых и модернизации существующих автомобильных, железных дорог, объектов морской портовой и аэропортовой инфраструктуры по всей территории республики.
Подробно освещая крупные транспортные проекты, реализуемые в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы, министр Женис Касымбек призвал к сотрудничеству как на межправительственном уровне, так и между деловыми кругами для интеграции ключевых транспортных коридоров и маршрутов на евразийском пространстве.
Кроме того, спикеры пленарной сессии обменялись мнениями о ключевых аспектах развития национальных транспортных инфраструктур, функционирования эффективной системы транзитных перевозок и трансконтинентальных транспортных коридоров на евразийском пространстве.
В целом была отмечена нарастающая глобальная роль и региональная значимость создания евразийских трансконтинентальных маршрутов в направлении Европа – Азия в целях укрепления торгово-экономических отношений между регионами. Также участники конференции высоко оценили вклад, вносимый международными финансовыми институтами как АБР и ЕБРР в построение архитектуры региональных транспортных связей.
Представители Актауского международного морского торгового порта приняли участие в казахстанской международной выставке «Транспорт и Логистика» в составе предприятий национальной компании «Казакстан темир жолы».
В экспозиции представлены практически все виды транспортных услуг – на суше, море и в воздухе. Посетители с интересом рассматривали оборудование для перевозки грузов и обслуживания железнодорожной техники из Европы, а также стран СНГ. В разделе морского транспорта были представлены стенды четырех торговых портов из разных государств.
Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек рассказал гостям выставки о том, что в порту Актау наблюдается рост объемов перевалки сухих грузов. В частности, объемы перевалки металла выросли на 25 %, а объемы зерна и паромных грузов более чем в 2 раза.
– За 9 месяцев текущего года портом обработано более 10 тысяч единиц автотранспортных средств, что более чем в 5 раз превышает объемы за прошлый год. В начале года в морском порту введен новый порядок оформления документов по принципу «одного окна». Время на оформление документов сокращено в 2,5 раза (в среднем 4 часа). В порту также созданы все необходимые условия для водителей автотранспортных средств. Проводится работа по автоматизации производственных процессов для улучшения качества и ускорения процессов обработки грузов. Реализация применяемых мер позволит увеличить долю порта Актау в общем объеме грузооборота на Каспийском море до 35 % и обеспечить перевалку растущих объемов сухих и паромных грузов, – отметил Женис Касымбек.
В настоящее время порт Актау сохраняет лидирующие позиции на Каспии, занимая 22-процентную долю в общем грузообороте по итогам 2015 года. В прошлом году завершено строительство трех сухогрузных терминалов в порту Актау мощностью 3 млн. тонн. В новом порту Курык ведется строительство паромного комплекса, способного обработать до 4 млн. тонн в год. В результате пропускная способность морских портов будет доведена до 23,5 млн. тонн.
– Нам Казахстан и раньше был интересен, и продолжает представлять интерес в качестве страны, куда можно отправлять через Финляндию европейские грузы и финский экспорт, – сказал председатель правления транспортной компании Финляндии Тимо Петайа.
– Казахстан важен для транспортного сектора Эстонии. Это своего рода транзитный путь из Китая в Европу и в страны Скандинавии, – отметила участник выставки из Эстонии Татьяна Еремина.
В завершение конференции и выставки участники приняли резолюцию X Международной конференции по транспортно-транзитному потенциалу «ТрансЕвразия-2017».