«Ана үйi» – Дом мамы. Для большинства людей – пока еще новое название. Но для молодых отчаявшихся и согнувшихся под бременем сложных жизненных обстоятельств девчушек «Ана үйi» становится родным домом. И не важно – на полгода они найдут здесь пристанище или целый год проживут в Доме мамы, главное – тут их не оставят в беде, поймут, поддержат, помогут. И объединяет этих всех девушек одно: никто из них, невзирая на перипетии судьбы, не отказался от своих новорожденных детей, не оставил их в домах малюток. И самое первое слово подросших малышей – «мама» – будет адресовано им, родным мамам, а не чужим тетям в детском доме.
«Нет – сиротству!».
Собственно, проект «Анаүйi» –Дом мамы – и был запущен с этой, пусть и амбициозной, но благородной целью – предотвратить социальное сиротство, уменьшить число детских домов в республике, способствовать укреплению семьи, чтобы ребенок жил с самыми дорогими ему людьми, подарившими ему жизнь, а дети-сироты воспитывались в полноценных семьях, где приемные мама и папа дадут им то, что не смогли им дать биологические родители– любовь, ласку, тепло своего сердца.
Стоит за этим благим деломастанинский предприниматель, меценат АйдынРахимбаев. Глава BI Group инициировал этот благотворительный проект весной 2013 года. В год запуска пилотного проекта в республике по официальным данным в государственных домах ребенка находилась 1тысяча 600 детей, а в домах мам – всего 46 новорожденных малышей с мамами (это 96% против 3%). В 2014 году уже наблюдается преломление плачевной статистики: если в детские дома попали 1200 малышей, то дома мамы, открывающиеся в городах республики, перехватили 500 малюток (76% и 24%). В 2015-м году уже можно смело констатировать о прорыве в деле профилактики социального сиротства. Благодаря проекту «Анаүйi» удалось предотвратить практически все потенциальные отказы от детей: из 1171 молодой женщины, обратившейся в Дом мамы, только четыре отказались от своих новорожденных детей. Более того, в южной столице республики, где к тому времени уже действовало пять Домов мамы, финансируемых бизнесменами, закрылись два государственных специализированных Дома ребенка! Помимо того, благодаря усилиям сотрудников Домов мамы 50% женщин воссоединились со своими семьями! Разве это не показатель работы проекта «Анаүйi»! Спонсируют эти Дома мамы меценаты городов Алматы и Астана, которые поддержали почин АйдынаРахимбаева, и число их увеличивается год от года.
Сегодня география проекта значительно расширилась: в 19-ти городах республики работают уже 26 кризисных центров. Здесь обманувшимся и потерявшим веру в жизнь молодым женщинам дают шанс поверить в свои силы, обрести уверенность и надежду на создание полноценной семьи, где дети будут любимы, желанны, а не пополнят сиротские приюты. Если на содержание одного ребенка до 18-ти лет государство выделяет детским домам 27 миллионов тенге, то в Доме мамы на содержание одной матери с ребенком в течение 18 месяцев уходит 1,8 миллиона тенге. В эту сумму включены содержание, адаптация и обучение мамы. Только за два года в Домах мамы была оказана помощь более 1 тысячи 200-м матерям с детьми. А это экономия государству 30-ти миллиардов тенге! Не будет лишним сказать, что проект «Анаүйi» в 2014 году был признан лучшим социальным проектом в Казахстане.
«Ана үйi» – в Актау.
Дом мамы открылся и в областном центре нашего региона.Вот уже два года, как Актауский «Анаүйi», который полностью содержит и спонсирует меценат из Алматы Канат Шагиров, дает приют молодым девушкам, попавшим в трудные жизненные ситуации. Расположен он в микрорайоне Самал, в прибрежной зоне города. Ворота трехэтажного коттеджа в день нашего приезда к ним были приветливо распахнуты, а у развилки трассы, ведущей к Дому мамы, нас встретила улыбчивая девушка, на первый взгляд – сотрудница заведения. Но, как оказалось, это была одна из его обитательниц ЖадыраБеитова, в прошлом – воспитанница детского дома. Забегая вперед, замечу, что девушка хорошо разбирается в компьютере. Навыки компьютерного дела приобрела здесь, в Доме мамы. Тут Жадыре помогли оформить ее малышей в детский садик, получить однокомнатную квартиру в общежитии, одним словом, – помогли встать на ноги. Первого ноября девушка простилась с девушками, ставшими ей почти родными.
Разговорившись с Жадырой, узнала, что девушка ни на минуту не оставляет мечту найти маму. Родилась она 22 июня 1992 года. Знает лишь, что мать дала ей свое отчество – Кайратовна, оставив ее в первом родильном доме города Актюбинск, откуда малышку перевели в детский дом, где и выросла. Жадыра ищет маму давно, практически с того самого времени, как стала осознавать мир. Искала ее и через областное телевидение «Казахстан-Актау». Улыбчивая, добрая, лучезарная, доверчивая. Она-таки излучает жизнелюбие. На вид – совсем девчушка, а уже мать двух малышей. Помня, через что ей пришлось пройти, она и в мыслях не допускает отдать детей в детдом. А на мой вопрос: «Если бы нашлась мама, ты смогла бы простила ее?», девушка, ни секунды не сомневаясь, ответила: «Конечно! Я очень хочу найти маму! Ведь она дала мне жизнь»...
С самого основания Дома мамы ведет и координирует его работу Алтын Сапашева.
– Радует тенденция уменьшения поступлений детей в детские дома. В целом фонд помог около 2700 женщинам, попавшим в трудные жизненные ситуации. Свою лепту в профилактику социального сиротства внес и наш, Актауский Дом мамы, где со времени его открытия нашли приют 55 молодых женщин. Конечно, обращаются они к нам не от хорошей жизни. Кого-то из них обманул парень, который, узнав, что девушка забеременела, оставил ее один на один со своей проблемой. Кого-то из дома выгнали муж и свекровь. А кому-то указали на дверь родного дома разгневанные мать с отцом, которые внебрачную беременность дочери сочли позором семьи. Печальная статистика социального сиротства складывается из таких вот печальных ситуаций и сломанных судеб, – вздыхает Алтын Жоламанкызы.
История у каждой – как под копирку.
В каждой женщине, которая под сердцем вынашивает маленького человечка, готовящегося к новой жизни, самой матерью-природой заложено чувство счастья и радости от осознания того, что вскоре ей предстоит стать матерью. К сожалению, эти светлые чувства сегодня нередко сменяются стыдом, позором и страхом, которые нередко толкают мать на страшный грех – детоубийство. В Доме мамы загнанным в угол, отчаявшимся женщинам помогают вернуть истинные чувства, учат радоваться материнству, уводят от греха.
К моменту посещения мною Актауского Дома мамы здесь проживали шесть девушек, обманувшихся в своих чувствах, и две замужние молодые женщины. История у каждой – как под копирку. Самой младшей из них 17 лет, самой старшей – под сорок. 33-летняя Ибаш (имена всех девушек, кроме Жадры, изменены по этическим соображениям) по профессии воспитательница. Мужчина, с кем она встречалась, скрыл от нее, что у него есть семья. Правда раскрылась лишь тогда, когда она уже была беременна. От девушки отвернулись не только родители, но и все ее родственники, которые сочли позором ее внебрачную беременность. Более того, отец с матерью обошлись с ней очень сурово, выгнав дочь из дому. Некоторое время она жила у подруги. Поступила в Дом мамы, когда ее новорожденной малышке было три месяца. Как рассказывала Алтын Сапашева, сотрудники Дома мамы ездили к родителям девушки, чтобы уговорить их сменить гнев на милость, простить дочь, принять ее в семью с внучкой – их родной кровиночкой. Но переубедить их так и не удалось.
23-хлетняя Сания из Жанаозена под давлением матери и сестры готова была отказаться от ребенка, которого носила под сердцем. Девушка также забеременела от женатого мужчины, утаившего от нее свое семейное положение. Стечение обстоятельств в итоге привело девушку в Дом мамы, к тому времени она была на шестом месяце беременности. Живя с молодыми мамами, видя их отношение к своим малышам, общаясь с детками, она и сама стала привыкать к своему положению, к малышу, которого носила под сердцем. А когда родилась дочка, молодая мама так полюбила ее, что теперь никакие силы не смогли бы отнять у нее ребенка. Отец маленькой Жанар– очаровательной куколки, в день моего посещения спокойно посапывавшей в бесик (национальная, выточенная из дерева детская колыбель), – как и другие папаши, не захотел даже взглянуть на малышку – плоть от плоти своей. Для молодой мамы ее чудо-малышка, которой исполнилось три месяца, стала единственной отрадой и радостью в жизни.
Камшат родом из Каракалпакии. Приехала на заработки, работала в Жанаозене. Также обманулась в чувствах, доверившись парню, в деле оказавшегося женатым мужчиной. Узнав о беременности девушки, он наотрез отказался от ребенка. Девочка родилась недоношенной, хиленькой. Как рассказывала Алтын Жоламанкызы, у Камшат была просроченная виза, и ей грозила депортация из республики. Но новорожденное дите было настолько слабое, что никакой речи не могло быть о выезде матери из города, – малышка просто не выдержала бы дорогу. Координатор подключила к проблеме молодой мамы представителей «НұрОтан», миграционной службы, правоохранительных органов. Сегодня все документы – и матери, и ребенка – оформлены. К счастью, ребенок выжил, окреп, а недавно все обитательницы Дома мамы отметили первый в жизни день ее рождения. Ну, а Камшат уже жизни не мыслит без дочки.
В Доме мамы двум молодым женщинам помогли получить в Актау однокомнатные квартиры в муниципальном общежитии, третьей – комнату в общежитии в Мунайлинском районе. В тот день, когда я договорилась о встрече с Алтын Сапашевой, она «пробивала» жилье еще одной девушке – в прошлом воспитаннице детской деревни. Работы ей, как координатору, хватает: то нужно помочь с оформлением документов ребенка, пособий на новорожденных детей, то пробить алименты, то решить жилищные проблемы молодых женщин, то выступить парламентером между девушками и их родителями, порой и призвать к совести и ответственности молодых людей, оставивших на произвол судьбы девушек с детьми, и т.д.
– К сожалению, многие наши девушки не знают своих прав, понятия не имеют куда и как обращаться, какие документы подавать в те или иные госучреждения. Приходится буквально таскать девушек за руки, обивать с ними все пороги инстанций, – сетует координатор Дома мамы.
Мы – люди, мы – вместе
Женская солидарность взяла во мне верх, и я, раздосадованная мужским коварством, не удержалась, чтобы не задать вопрос: «Проводили ли они ДНК для определения отцовства?»«Да», – утвердительно ответила А. Сапашева. Несмотря на то, что это «удовольствие»– не из дешевых, в прошлом году они провели четыре генетические экспертизы, и во всех случаях анализы с точностью до 99,9% подтвердили, что все четверо мужчин являются отцами детей. Правда, никого из них это не тронуло, более того, один из молодых людей безапелляционно заявил, что собирается жениться на девушке, с которой сейчас встречается. Не обрадовало это сообщение и второго юношу, который вскоре также женился на другой. Правда, судьба третьей девушки сложилась намного счастливей остальных. Если биологический отец и в ее случае отказался от собственного ребенка, то другой парень, с которым она встретилась спустя время, искренне полюбил ее и женился на ней, заменив ее малышу отца. Этот молодой человек оказался куда порядочнее и достойнее того, кто не оправдал ее надежд. Сегодня у них сложилась полноценная, счастливая семья. Алтын Жоламанкызы радуется за каждую обитательницу Дома мамы, у которой счастливо сложилась жизнь.
Скольким девушкам здесь помогли воссоединиться с семьей! А сколько родителей, выгнавшие однажды беременных дочерей, после рождения ребенка, свыкнувшись с мыслью, что малыш – их кровиночка, их внук, забирали их домой!
Тут девушек учат помогать друг другу, жить одной большой и дружной семьей, делить сообща радости и беды. Обслуживают себя и своих малышей мамы сами. Многие из девушек, выйдя из стен Дома мамы, продолжают держаться друг за друга, вместе снимают квартиру. Одна присматривает за малышами, остальные трудоустраиваются.
Здесь, в Доме мамы, не только обеспечивают маленькую семью всем необходимым, поддерживая морально и материально, но и помогают женщинам профессионально адаптироваться. Обучают навыкам ведения хозяйства, швейному мастерству. Имеется свой швейный цех с тремя машинками и оверлочным станком, и их обучает профессиональная швея. Ну, а чтобы у девушек было больше возможностей трудоустроиться, здесь их обучают также навыкам работы на компьютере, массажу. Как мне сообщили здесь, будущих массажисток бесплатно обучает директор общественного фонда «Мы – люди, мы – вместе» ИмангазыДосмухасмбетов, которого многие знают как человека с большим сердцем, готового прийти на помощь каждому нуждающемуся. Он подарил девушкам две кушетки для массажа. Одна из них, воссоединившись с мужем, проводит в Бейнеу сеансы массажа сельчанам.
Да, еще одна информация – при общественном фонде «Анауйі» открыты школы приемных родителей и центры содействия усыновлению, которые работают во всех регионах страны. Здесь каждый, кто хотел бы усыновить детей, может получить юридическую и консультативную помощь. Подобные школа и центр работают и у нас, в Актау. Это второе направление фонда, также ставящее своей целью профилактику сиротства в республике. Об эффективности этого направление можно судить по одному только Актау, где благодаря школе и центру к сегодняшнему времени десять сирот обрели полноценные семьи.
С миру по нитке, будет рубашка
Конечно, не без проблем. Как сетует координатор Дома мамы, к сожалению, у нас, в Актау, желающих стать меценатом Дому мамы или оказывать ему постоянную помощь, пока еще нет. В основном помощь – единовременная. Помогающих Дому мамы можно пересчитать по пальцам. Это – волонтеры, кое-кто из горожан, кто слышал или знает о Доме мамы, изредка приносят памперсы, одежду детишкам, игрушки. А однажды подарили даже детские кроватки, коляски. Одна из сердобольных женщин передала каждой из молодых мам зимнюю обувь. Здесь будут признательны любой помощи и благодарны всем тем, кто изъявил бы желание обучать девушек на курсах различным специальностям.
С особой теплотой Алтын Сапашева отзывается о депутатах областногои городского маслихатовАбатеУрисбаеве, Марате Орманове иКуанышеЕсетове, а также об отце католической церкви Александре, оказывающим адресную конкретную помощь «Анауйi». Увы, на этом список меценатов заканчивается.
А детишкам, помимо памперсов и одежды, позарез нужны качественное детское питание, детская одежда, даже элементарно блэндер, чтобы готовить малышам пюре. Как и во всяком большом хозяйстве не помешали бы и другие бытовые качественные товары – пылесосы, мясорубка, стиральная машина.
... Однажды мне в руки попала статья о меценатах России ХIХ века, высокой нравственностью, моралью и религиозностью которых нельзя не восхититься. Все они считали, что богатство – не столько источник доходов, сколько миссия, возложенная на них самим Богом, и должно оно служить милосердию и просвещению. Они открывали и содержали школы для детей крестьян, оплачивали учебу одаренных детей бедняков в художественных академиях, строили специализированные школы для детей-инвалидов, больницы, музеи, театры. Ведь и Третьяковская галерея, уникальными шедеврами искусства которой сегодня восхищаются во всем мире, стала доступна людям благодаря одному из богатейших людей России – Третьякову. При этом никто из них не афишировал свою благотворительность. Ведь не зря говорят: «Не оскудеет рука подающего». Я верю, что и у нас немало великодушных предпринимателей с отзывчивыми сердцами, готовых прийти на помощь. Отзовитесь, мангистауские меценаты!