С конца сентября Актауский морской северный терминал принял 1692 вагона с казахстанским зерном. На сегодняшний день на путях остаются около 600 вагонов. Все они ждут загрузки на иранские суда. Больше половины из полученного с севера Казахстана зерна уже отправлено на экспорт в Иран. Еще 8 кораблей на подходе к порту Актау.
– Более 53 процентов вагонов уже отправлены, время простоя вагонов также сократилось на 50 процентов. С 1 октября уже отгружено 14 судов – это 58 тысяч тонн зерна. Также имеется график подачи еще 8 судов для вывоза зерна. В общей сложности за текущий месяц терминалом будет отгружено зерна на 20 судов. Это порядка 1200 вагонов-зерновозов. Оставшиеся вагоны с зерном планируем отгрузить до конца первой декады ноября. Технически возможностей терминала достаточно для обработки указанного количества зерна. Заявленный грузоотправителями Казахстана объем по перевалке зерновых культур через Актауский международный морской торговый порт и Актауский морской северный терминал до конца 2017 года составит порядка миллиона тонн, что по сравнению с прошлым годом больше на 40 процентов, – говорит генеральный директор ТОО «Актауский морской северный терминал» Аскар Карабасов.
Ситуация с затовариванием терминала возникла из-за плохих метеоусловий – многие сухогрузы долго не могли зайти в порт. Но главную причину видят в коммерческих условиях FOB, согласно которым трейдеры несут ответственность лишь за доставку зерна в порт перевалки, но не в порт назначения.
– Трейдеры покупают зерновую продукцию в северном Казахстане и отправляют его на условиях FOB в Актау. Дальше покупатель уже сам номинирует судно и вывозит зерно. По этим условиям ответственность за своевременный ввоз груза из порта лежит на стороне иностранных покупателей, которые самостоятельно фрахтуют судно у судоходных компаний, – пояснил Аскар Карабасов.
Коммерческие условия CIF и CFR, на которые предлагают перейти грузоотправителям, позволят им реализовать свою продукцию до конечного порта выгрузки. Для недопущения впредь подобных ситуаций с затовариванием вагонами, условия для экспортеров будут ужесточены. Теперь перед загрузкой зерна необходимо будет предоставить подтверждение от покупателя о наличии зафрахтованного судна.
К слову, сейчас 99 процентов от всего казахстанского зерна, которое приходит в порт Актау, идет на экспорт в Иран. В этом году в северном терминале приняли транзитный груз – около двухсот вагонов с российским зерном. Оно также ушло в иранском направлении.
– Российские трейдеры на нашем рынке ни разу не работали. Это первый раз. Я думаю, что дальше объемы будут только расти, – добавляет Аскар Карабасов.