Кладбище затонувших судов в Баутино представляет угрозу для судоходства.
Понтоны, баржи и катера, которые сейчас лежат ржавой грудой металла на берегу Баутинской бухты или чуть дальше в море, когда-то бороздили Каспийское море. В прошлом году несколько крупных судов утилизировали за счет компаний. Корабли на берегу не создают особые трудности для передвижения судов. Главная опасность примерно в сорока километрах от берега в северном Каспии. Этот «Бермудский треугольник» обходят десятой стороной все суда. Пограничники называют его «двухсотый район». В течение нескольких десятков лет вооруженные силы бывшего СССР здесь проводили тренировки ракетных кораблей – списанные суда служили мишенями. Все они так и остались в море – одни над водой, другие – наиболее опасные – на морском дне.
– На сегодняшний день те корабли и катера, которые у нас используются, имеют ограничения на вход в эти районы, так как мы не можем рисковать жизнью и здоровьем наших людей. Опасаемся того, что они могут наткнуться на эти железные преграды, которые находятся под водой. Сейчас эти корабли стоят на площади 1 на 1 квадратных километра, но сам район в пределах двухсот километров закрыт. Мы просим хотя бы обозначить буями, на картах их отметить, тогда мы сможем заложить эти опасные точки в наши электронные карты, – говорит начальник РУ БОХР Пограничной службы КНБ РК Алибек Каюпов.
Четыре года назад здесь чуть не произошла трагедия – пограничный катер, который преследовал браконьеров, напоролся днищем на один из затонувших кораблей. Экипаж спасся чудом. Зато браконьерские байды с небольшой осадкой ловко маневрируют среди затопленных кораблей. Через этот участок идут на нерест осетровые, поэтому браконьеры и ставят там сети.
Подъем затопленных кораблей закреплен за министерством по инвестициям и развитию республики. На сегодня этот участок полностью обследован. По данным руководителя морской администрации портов Актау и Баутино Нурбола Ерманова, подъем всех находящихся там 36-ти судов планируется начать через два-три года.
Участок хоть и исследован, но опасные места пока не обозначены на морских картах. Поэтому теперь основное требование пограничников – отметить на лоциях участки с затопленными полностью кораблями. Таким образом, опасный район сузится, а возможности для судоходства будут расширены.