Часто в областном центре (да и не только) можно увидеть девушек, облаченных в так называемую «мусульманскую» одежду – хиджаб. В основном, это юные создания, которым не более двадцати лет. Одеты они в просторную длинную, зачастую, темную одежду, полностью скрывающую их тела. Немногословные, избегающие общения с другими, будто отрешенные от жизни, они разительно отличаются от окружающих, невольно приковывая к себе взгляды прохожих, в которых читается немой, удивленный вопрос: «Кто вы?».
Так кто же они? И что это: вызов современным представительницам прекрасного пола, которые не пренебрегают и обтягивающими джинсами, и чрезмерно открытыми сарафанами, и мини-платьями, едва прикрывающими бедра, и топиками, едва доходящими до пупков? Выражение протеста против тенденций моды, западных веяний и влияния на нашу молодежь «тлетворной» культуры Европы? Или же эти девушки – «продукт» внедрения в сознание «мятущихся душ» каких-то иных, отличных от наших, философии, мировоззрения и мировосприятия? Или демонстрация свободы выбора религии, осознанная ими ответственность – вести смиренный образ жизни, как они сами считают, согласно канонам Корана?
Если перевести с арабского языка слово «хиджаб», то оно означает «средство покрытия» – покрывало, одежда. Одеяние женщины должно полностью закрывать ее тело от постороннего взора, оставив открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни. Причем, одежда их должна быть просторной, свободной, не подчеркивать «прелестей» фигуры представительниц слабого пола, дабы не привлекать к себе внимание мужчин. Расцветка ткани должна быть скромной, не бросающейся в глаза и ни в коем случае яркой, вызывающей. По словам девушек в хиджабе, с которыми мне довелось беседовать, носительницы его обязательно должны читать намаз, как и положено, пять раз в день и вести скромный образ жизни.
Разумеется, испокон веков в степи скромность – как одна из добродетелей девушек – считалась достоинством: казахирастили своих дочерей в уважении, почтительности и послушании к старшим, учили скромности. Но никогда не обязывали их покрывать голову, оставляя открытым лишь лицо, не облекали их в безликую темную хламиду. Наоборот, дочерей любили, лелеяли, шили им красивые яркие наряды, олицетворяющие жизнь. В обиходе степняков, жизнерадостных, музыкально-одаренных,исключались черные и темно-синие цвета, поскольку с этими цветамииспокон веков для казаховассоциировались траур, горе. Я помню, как в свое время мои бабушки (обе они родились еще задолго до установления в Казахстане советской власти) и прабабушка(она ушла из жизни, когда мне было четырнадцать лет) рассказывали, что в годы бедствий, когда в степи свирепствовали эпидемии оспы, чумы и других инфекционныхзаболеваний, косившие целые аулы, над одной из крайних юрт оставшиеся в живых вывешивали черный флаг или ткань темно-синего цвета, чтобы путники обходили стороной опасный аул, где смерть не щадила ни старших, ни младших.
Насколько известно нам из исторических данных, художественной литературы, из поэзии Абая, в гардероб степнячки входили традиционные камзолы (бешпет), расшитые орнаментом из парчовой ткани, приталенные, подчеркивавшие фигуру девушки. Такие же, слегка зауженные в талии, бархатные кажекеи(женские, чуть ниже пояса, казакины без рукавов), надеваемые поверх платья, расшитые прозрачным или белым бисером, дополняли ее наряд. Во многих музеях Казахстана хранятся и традиционные женские серебряные орнаментированные белбеу (пояса), которыми опоясывали свой стан степные красавицы. Белбеу являлся обязательным аксессуаром женского гардероба XVIII-ХХ веков. Разумеется, наряд девушки-степнячки не был облегающим и выпячивающим все «прелести» женской фигуры, чем часто грешит нынешняя молодежь. Отнюдь. Девушка надевала длинные, с оборками, слегка зауженные в талии, платья до щиколоток, обязательно с воротничками. Под длинными рукавами платьев на ее запястьях поблескивали серебряные браслеты. На голову девушки (до замужества) надевали тақия(тюбетейки) или борiк (шапочки с обрамленными мехом краями), верх которых увенчивали үкi – перья филина. Незамужние девушки носили красные платки – знак ее девичества, которые, однако, не скрывали ее кос с вплетенными в них серебряными шашбау-шолпы (накосницами), тонко позванивавшими при ходьбе. (Разве могли под камзолом позванивать в такт шагам степных красавиц шашбау?!)
Почему я описываю все это так подробно? Мои собеседницы в хиджабахбуквально взахлебутверждали, что и раньше в степи казашек также обязывали скрывать косы под кимешек или под одежду, что за семьдесят лет советской власти казахи забыли свои истоки, свои традиции, а национальная одежда и вовсе была стилизована. А как же тогда лирика великого Абая, поэтов, сказителейXIX века и более раннего периода, когда советской власти в степи и в помине не было?! Воздавая дань красоте девушки, степные акыны в первую очередь воспевали ее стать, восхищались тонкой девичьей талией – қынама, қыпша бел. «Косы с вплетенными в них шашбау волнами струятся по спине красавицы, ниспадая до колен. Вторит звонкому смеху ее серебряный звон монист», – эти строки из народной песни еще раз подтверждают, что никогда ранее казахи своих дочерей, сестер, жен, матерей не «замуровывали» ни в какие «хиджабы», «паранджи». Более того, когда над страной нависала опасность нашествия внешних врагов – джунгаров, калмыков, кипчаков, – дочери казахской степи с отцами и братьями с мечом в руках отстаивали свободу родной земли. (Попробуй сесть на коня и сражаться, вся укутанная в паранджу?!).
Все мои доводы девушки в хиджабах, с кем бы я ни беседовала, принимали в штыки, при этом пытаясь уверить меня, что прежде казахи отдавали замуж своих дочерей по достижении ими тринадцати лет. И в этом же возрасте в семье мужа, убежденно настаивали они, девушки сразу надевали кимешек, а хиджаб, якобы, и есть тот самый кимешек. Но,насколько нам известно,кимешек(старинный женский головной убор из белого коленкора, иногда с вышитым узором по овалу лица)одевали женщины в возрасте, имея уже несколько детей, внуков. Относительно выдачи дочерей замуж в тринадцать лет посмею возразить, приведя в качестве весомых аргументов примеры из жизни своих бабушек. Мою бабушку выдали замуж в четырнадцать лет, но, как рассказывала прабабушка – ее свекровь, до шестнадцати лет будущая мать моего отца жила в семье мужа на правах дочери. И лишь по достижению ею совершеннолетия стала женщиной. Вторая бабушка(нагаши-аже по линии мамы) переступила порог юрты семьи мужа, когда ей не было еще пятнадцатилет, но и в этой семье юная келин, пока ей не исполнилось семнадцать лет, спала также со своей свекровью. И здесь с ней обращались как с дочерью. Наш мудрый народ никогда не поступал во вред своему потомству. Иначе, повально выдавая дочерей замуж в тринадцать-четырнадцать лет, нация заведомо была бы обречена на вырождение. Это подтверждают и старейшие акушеры-гинекологи области Валентина Никифоровна Иванова и Екатерина БитоевнаДжиоева. Вот компетентное заявление специалистов: «Беременность, конечно, может наступить сразу же после того, как у девушки начинаются первые месячные. Но по своей природе женский организм физиологически созревает к семнадцати-восемнадцати годам, и только с этого возраста – уже детородного – физически девушка может стать матерью. Каждая беременность понижает иммунитет женщины. Физиологический иммунодефицит в итоге ведет к истощению ее организма. И, как показывает медицинская практика, женщины, начинавшие рожать с тринадцати-четырнадцати лет и имеющие несколько детей, редко доживают до тридцати пяти-сорока лет».
Теперь приведем мнение имама городской мечети Бекет-атаДуйсен-кажи относительно различных сект: «Нужно признать, что у нас, в Казахстане, немало различных течений, прикрывающихся знаменем ислама, а на деле ничего общего не имеющих с традиционным исламом, который, наоборот, сплачивает людей, проповедует мир и согласие, терпимость к другим религиям и народностям, как к детям единого Создателя.Мир – это суть и сущность истинного Ислама.Девушки в хиджабе – скорее подражание Востоку, где в большинстве случаев культивируется фундаментальный ислам, либо же они вовлечены в разные секты. Если есть желание одеваться скромно, пожалуйста, есть традиционная одежда казашек, оставшаяся нам в наследство от наших предков. Закрытые лица, черныйхиджаб, длинные балахоны, перчатки, скрывающие кисти рук и тому подобное – все это совершенно чуждо нашему менталитету, нашему обществу».
Так, что же толкает иных молодых девушек, которые только начинают жизнь, носить одежду, символизирующую покорность, безволие, скорее даже раболепие? «Мы никому не вредим, ведем скромный образ жизни, читаем намаз. Никто не принуждал нас одеваться в эти хламиды, мы следуем лишь фардам Корана. В глазах людей и даже наших сверстниц мы часто читаем осуждение. Для них мы выглядим белыми воронами», – посетовали мои собеседницы, не пожелавшие назвать свои имена. Что ж, мы не вправе кого-либо осуждать. Мы живем в демократической светской стране, каждый из нас волен выбирать свой путь, мы можем исповедовать любую религию илиже быть атеистами. И если молодые девушки предпочитают жить по шариату, вести скромный образ жизни, это никем не должно осуждаться. Более того, желание молодежи вести скромный и благочестивый образ жизни должно только приветствоваться (лично я сама считаю, что истинное богослужение не обязательно должно проявляться в ритуалах, самое главное в религии – сочетание всех умственных, душевных и духовных качеств человека, его порядочность, чистота его души, помыслов и дел).
Но… заставляет задуматься все возрастающая тенденция к ношению хиджаба – черного, синего, серого. И, наверное, цвет его не столько важен, сколькопонимание того, что идет усиленная обработка мозгов нашей пока еще не сформировавшейся молодежи, причем, молодое поколение подвергается мощному нейролингвистическому программированию. Так, одна из моих родственниц, проживающая в Актау, однажды с горечью поведала мне, что дочь, ранее жизнерадостная и общительная студентка, отличница учебы, активистка, вдруг резко замкнулась, облачилась вчерныйхиджаб ини с кем не желает общаться. На доводы и аргументы старшихреагирует крайне агрессивно, никого не слушается. А в один из дней и вовсе ушла из дома, заявив, что наша философия ей чужда, что все мы – «кафиры». А сколько казахстанских школьницдаже в школах до сегодняшнего дня отказывались снимать хиджабы, пока Министерство образования и науки РК приказом от 14 января 2016 года № 26 не внедрило единые правила для школьной формы, запретив ношение хиджабов! Но за стенами школ эти же девочки вновь облачаются в хиджабы. Разумеется, происходит это не без влияния и воздействия родителей. Недавно, когда я попыталась заявить юным созданиям в хиджабах, которым на вид не дашь более семнадцати-восемнадцати лет, что у них вся жизнь впереди, одна из них фанатично заявила мне: «О какой такойжизни вы нам говорите? Доживем ли мы хоть до тридцати лет? Скоро наступит акырзаман – великий Судный день!». Вот как-то! Так зомбируют подрастающее поколение, причем обработка идет на мощнейшем нейролингвистическом уровне.Нетрудно догадаться, кто стоит за всем этим, вынашивает свои интересы ицели, зомбируя, отчуждая от общества и отуманивая сознание нашей молодежи, на которую мы возлагаем большие надежды…
Долгое время законодательство нашей республики лояльно (практически, оно и сегодня лояльно) относилось к деятельности различных нетрадиционных ответвлений ислама. И нужно понимать, что с настоящим исламом, проповедующим гуманизм, милосердие, человечность, доброту, большинство из них ничего общегоне имеют. В основе их учений заложены идея зомбирования людей, подрыв устоев государства, ложь, корысть. Так называемые духовные учителя этих объединений беспрепятственно находили (что скрывать, и сегодня находят) новых последователей псевдорелигиозных учений, представленных на «рынке мятущихся душ» в основном нашим юным поколением. Нам нужны грамотные, опытные теологи, которых, к сожалению, все еще не хватает,нужно поднимать религиозную грамотность населения, привлекать к решению этой проблемы все звенья государства, вплоть до исполнительных органов, а не взваливать их на плечи школы и полиции.
Остается только надеяться, что принятые сегодня в республикесистемные меры, в основу которых легла утвержденная Главой государства Концепция государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2020 годы, будут направлены на укрепление и регулирование религиозной сферы, многие вопросы которой все еще остаются очень актуальными. И проблема заключается не только в ношении девушками хиджабов или подгибе штатин у молодых людей…