На военно-морском пирсе главной стоянки кораблей Министерства обороны РК прошла встреча разных поколений моряков противолодочников. С молодыми моряками, поднявшись на борт минно-трального корабля «Алатау», встретился единственный в Актау морской ветеран 89-летний Станислав Сухонос.
Старшина второй статьи Станислав Трофимович личность в Актау культовая. В прибрежном городе он остался единственным боевым моряком, принимавшем участие в Великой Отечественной войне. У ветерана за плечами уникальный боевой опыт, которым он поделился с современными военными моряками.
Станиславу Трофимовичу было всего 16, когда он сбежал на Кавказ. Пока добирался в Очемчиров (между Поти и Сухуми), набор в школу юнг закончился. Моряки посоветовали наведаться в порт, где его взяли юнгой на «Морской охотник 338» первого Краснознаменного Новороссийского дивизиона охотников за вражескими подводными лодками. Этот корабль, благодаря юркости, скорости и малым габаритам, на флоте ласково называли «Мошка».
Так вот, в ходе беседы с командиром МТК «Алатау», капитан-лейтенантом Муратом Баймухановым выяснилось, что «Мошка» была спущена на воду с того же дока, что и ее современный аналог – минно-тральный корабль «Алатау». Оба корабля строились на верфях Невского судостроительного завода города Санкт-Петербург.
– Молодому поколению ставится та же задача – защищать своё Отечество. Моряки защищают морское направление и, судя по современному Военному флоту Казахстана, его оснащению и подготовке, казахстанцы в безопасности, – резюмировал ветеран.
Восемь с половиной лет служил Станислав Трофимович на «Охотнике». Во время войны корабль высаживал десанты морской пехоты, сопровождал караваны грузовых кораблей, гражданские пароходы, спасая эвакуируемых женщин и детей от атакующих истребителей, торпедоносцев и одновременно ведя борьбу с вражескими подводными лодками. Конвой обеспечивал не только охрану, но и своевременную доставку провианта, оружия и боеприпасов на фронт. Однако охотился корабль, оправдывая свое название, и за фашистскими подводными лодками.
– На катере была установлена современная акустическая аппаратура американского производства «Дракон». В отличие от советских аналогов, она обнаруживала подводные лодки даже на полной скорости в 32 узла. Но обычно, особенно во время конвоя, корабль двигался с минимальной скоростью 8 узлов в час, так что два из трех двигателей приходилось заглушать, – рассказал ветеран.
Повоевать юнга успел не только на территории Союза, но и в Болгарии, Румынии. В Констанце, например, экипаж Морского охотника встретился с потемкинцами – моряками с легендарного броненосца.
После войны корабль передали в аварийно-спасательный отдел Черноморского флота. С него сняли пушки и бомбосбрасыватели, а установили водолазную станцию, металлоискатели, эхалот. Экипаж занимался обнаружением и обследованием затонувших кораблей.
– Главная трудность состояла в том, что квадрат, где искать судно, давали весьма условно и тралить приходилось нередко подолгу. Обследовали наши водолазы и немецкие корабли, а карты, что попадали к нам в руки, мы использовали вместо собственных. Они ведь хорошо сохранялись в специальных тубах, а глубины и береговые линии на них были указаны намного точнее, чем на советских картах. Гидролокационные службы наносили на них русское обозначение. Получается, захватчики долго и кропотливо готовились к нападению, – резюмировал Станислав Трофимович.