О текущей ситуации с топливом рассказал заместитель акима области Бекмурат Жусупов на брифинге в региональной службе коммуникаций.
Напомним, что на рынке ГСМ проблемы с топливом возникли с началом ремонта двух крупных нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане. В связи с этим недостаток топлива - бензина, а затем очереди на газ коснулись и Мангистау. В настоящее время сложности появились и с бензином - на некоторых заправках ограничен его отпуск, к этой проблеме добавились повышение цен и неудобства в связи с первоочередным обслуживанием водителей, имеющих талоны на бензин. К счастью, как отмечает заместитель акима области, в нашем регионе автомобили на 70 % оснащены газовым оборудованием. Многие водители не мешкая, воспользовались этой возможностью, переведя свои автомобили на газ. Этот фактор также послужил причиной образования очередей на газовых заправках.
Заместитель акима области Бекмурат Жусупов напомнил, что с появлением топливного коллапса по поручению акима области была сформирована рабочая группа. За короткий срок были сняты все проблемы, связанные с очередями на газ.
- Как вы можете сегодня наблюдать, очередей на газовых заправках нет, наблюдались они на автозаправках «ҚазМұнайГаз Өнімдері» из-за того, что у них газ продавался на пять тенге дешевле, чем на других заправках, но на сегодняшний день на всех заправках цена единая – 45 тенге,- сообщил заместитель акима.
Как отметила руководитель управления предпринимательства и торговли Венера Мустапаева, водители принципиально вставали в очереди на станциях КазГПЗ области, обходя частные заправки, где можно было свободно заправиться с разницей на пять тенге выше.
По словам Бекмурата Жусупова, на сегодняшний день несколько стабилизировавшаяся ситуация не дает повода расслабляться, акимат области предпринимает меры, чтобы эти проблемы вновь не повторились.
- На сегодня имеется рабочая группа, которая отслеживает выработку газа на КазГПЗ, а также его доставку, своевременное распределение по участникам - реализаторам, определяет по возможности уровень потребления газа на каждый месяц и, соответственно, следит за распределением по всей области, - сообщил Бекмурат Жусупов.
По его словам, в регионе есть запас газа в объеме около двух тысяч тонн. Этого должно хватить на неделю. В случае каких-то непредвиденных ситуаций есть договоренность с Актобе, откуда ранее поставлялся газ. Однако, как он заверил, нет основания ожидать, что проблема может повториться. Вопрос с топливом находится на постоянном контроле акима области.
Как он отметил, ситуация с нехваткой бензина в скором времени также стабилизируется, так как Казахстан закупает у России сто тысяч тонн бензина. Кроме того, 28 октября будет запущен Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Планируемые объемы завода смогут покрыть большую часть потребностей нашей республики. При этом в случае надобности бензин будет в достаточном количестве поставляться из России. На сегодняшний день на ценообразование бензина влияет тот факт, что в Российской Федерации он стоит дороже.
- С увеличением доли казахстанского бензина мы полагаем, что цену вид топлива получится снизить, но сейчас я затрудняюсь говорить насколько. Во всяком случае цена несколько нормализуется, - отметил Бекмурат Жусупов.
Руководитель управления предпринимательства и торговли Венера Мустапаева сообщила, что из-за ремонта двух нефтеперерабатывающих заводов РК в сентябре объем поставок бензина АИ-92 составил всего 1460 тонн, а дизельного топлива - 3850 тонн. На октябрь поставки АИ-92, 95 увеличились до 5800 тонн, дизельного топлива - 11 тысяч тонн.
- Плановые поставки у нас уже увеличены, но в связи с тем, что сейчас работает один Атырауский нефтеперерабатывающий завод, откуда отпускается топливо на весь Казахстан, мы в порядке очереди будем получать его, - пояснила руководитель управления.
На сегодняшний день в регионе работают три крупных оператора ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», «Sinooil» и «Helios» , которые реализуют АИ-92,95 и дизельное топливо. О бензине АИ-95, как отмечает Венера Мустапаева, вообще не идет речи, сейчас самой главной задачей является обеспечение региона социально значимым топливом АИ-92. Главные операторы реализуют АИ -92, 95 и дизельное топливо в основном по талонам, так как у них есть договорные обязательства с компаниями, но до обеда они отпускают за наличные.
Объясняя ситуацию с топливом, Венера Мустапаева рассказала, чем было вызвано подорожание бензина. В настоящее время «ҚазМұнайГаз Өнімдері» АИ -95 продают за 162 тенге, АИ -92 за 157 тенге, дизельное топливо за 151 тенге, «Helios» в таком же порядке 172 тенге, 158 тенге, 158 тенге, «Sinooil» - 163 тенге, 158 тенге, 152 тенге. Такие цены связаны с тем, что операторы «Sinooil» и «Helios» уже начали закупать российский бензин через свои головные офисы в Астане.
- Сейчас идет микс российского и казахстанского бензина. За счет этого у нас цена на него уже повысилась, такая же ситуация с «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Директор «Казмунайгаза» на селекторном совещании доложил, что за счет российского бензина происходит повышение цен, -сообщила глава управления.
Как она пояснила, если наблюдать рост цен с начала года, то АИ -92 стоил 135 тенге, потом в середине лета он вырос до 142 тенге, сейчас он стоит 157 тенге за счет российского бензина, который поступает к поставщику централизованно.
- На мангистауских нефтебазах имеется 1346 тонн АИ -92, этого запаса хватит на 10 дней, тем не менее каждый день мы работаем с Атырауским нефтеперерабатывающим заводом, министерством энергетики, поэтому у нас ситуация по сравнению с другими регионами стабильная, - заверила глава управления.
Немаловажную роль в этом сыграло, считают своим везением представители акимата области, использование большинством мангистауских водителей газа.
- Нам в этом плане повезло, наш регион исторически использует сжиженный нефтяной газ, АИ -92 потребляют всего 28 -29 % автотранспорта региона. Сегодня даже те двигатели, которые работают на дизельном топливе, перешли на газ, - объяснила Венера Мустапаева.