В преддверии великого и светлого праздника Курбан Айт на улице морской столицы Казахстана в нестерпимую августовскую жару на протяжении нескольких дней умирал от обезвоживания 43-летний гражданин Узбекистана Руслан Тангирбергенов и никому из представителей государственных органов и местной исполнительной власти до этого не было дела… Кроме сердобольных горожан – Гульнар Нурсеитовой и ее сына Наримана, которые нашли Руслана лежащим на улице в полубессознательном состоянии, и приютили у себя.
Обратиться в редакцию нашей газеты Гульнар Нурсеитову, жительницу города Актау, заставила безысходность ситуации, в которой оказался незнакомый ей Руслан Тангирбергенов, приехавший, как выяснилось позже, в наш город на заработки из Республики Каракалпакстан в мае 2016 года.
– У нашей семьи есть небольшая торговая точка возле жилого массива Шыгыс-2, где мы реализуем сезонную продукцию – овощи, фрукты, бахчевые. Месяц назад к нам подошел незнакомец и попросил еды. Вид его говорил о том, что он уже несколько дней толком не питался и не очень хорошо себя чувствует. Мы его накормили, и посоветовали обратиться к врачу, на что он ответил, что потерял документы, поэтому не может получить медицинскую помощь, а самое главное – не может уехать к себе домой, и ушел, – рассказала Гульнар Нурсеитова.
Гульнар-апа и ее сын обеспокоились тем, что человек практически блуждает по окраинам города. На следующий день Нариман отправился на поиски незнакомца, интуиция подсказывала ему, что далеко он уйти не мог, тем более на улице стояла нестерпимая жара. И действительно, он нашел Руслана возле автомойки, находящейся на выезде из города. Тот лежал возле мусорного контейнера под палящими лучами солнца в обезвоженном состоянии и с опухшими нижними конечностями. Ни пить, ни есть он уже не мог. Гульнар-апа и ее сын повезли Руслана, который уже не мог самостоятельно передвигаться, в областную больницу. Их там не приняли, так как у него не было документов, поэтому Нариман обратился в медицинскую фирму «Ча-Кур», где Руслану поставили диагноз «облитерирующий эндартериит сосудов и нижних конечностей, анемия III степени», прописали ряд лекарств. Сейчас сердобольная семья Гульнар Нурсеитовой ухаживает за больным: закупили ему лекарства, купают его, приходит медсестра, ставит капельницы, делает уколы. Но это, как говорит Нариман, проблему в целом Руслана Тангирбергенова не решит, так как ему необходимо комплексное лечение, иначе, по словам хирурга, который консультировал Руслана, он может лишиться ног. Дня два назад семья Наримана, в которой растут четверо маленьких детей, вынуждена была привезти Руслана из своей квартиры на торговую точку и расселить его на топчане под навесом, так как со слов земляка Руслана, которого разыскал в городе Актау Нариман, стало известно, что Руслан болеет туберкулезом. Рисковать здоровьем своих детей и семьи Нариман тоже не может, в больницу положить его на обследование тоже нет возможности ввиду отсутствия документов и неподтвержденного социального статуса.
К тому же через несколько дней Нариман уезжает на 28 дней на вахтовую работу, и его мама будет сворачивать торговлю, так как одной стоять в такую жару на улице и торговать бахчевыми – не легко. В связи с этим они вынуждены были обратиться к нам, в редакцию за помощью, так как не видят выхода для Руслана из этой ситуации.
– У Руслана нет документов, так как его сумку с вещами и документами, выкинул, по его словам, хозяин коттеджа, где Руслан делал облицовочные работы. Теперь для восстановления документов, как мне сказали в миграционной полиции, ему необходимо поехать в Алматы, где находится Посольство Республики Узбекистан. Но он еле передвигается, как он поедет в Алматы? Неужели невозможно сделать запрос и как-то решить этот вопрос без его обязательного приезда в Алматы? Ведь сейчас век информационных технологий. Так неужели нет организации, которая на законодательном уровне смогла бы помочь человеку, оставшемуся на чужбине без документов, без здоровья, потерявшего веру в людей и надежду на возвращение на родину? – недоумевает Нариман, обивший за это время не одни пороги госорганов, в надежде, что кто-то откликнется и поможет Руслану. – Ведь все мы люди, все под Богом ходим, и никто не знает, что завтра с нами может случиться, что может произойти. Люди должны помогать друг другу. Мы молим Всевышнего о помощи для Руслана, чтобы поставить его на ноги, чтобы он смог возвратиться на родину. Он так мечтает вернуться домой, – говорит Нариман Нурсеитов.
Нариман также смог разыскать одного из земляков Руслана, с которым он вместе приехал в город Актау на заработки, и узнать у него номер телефона родных Руслана в Каракалпакстане.
– Я созвонился с его младшей сестрой, но она не сможет за ним приехать, так как отец Руслана сейчас находится в тяжелом состоянии. Брат Руслана находится на заработках в России, он также не сможет приехать ввиду отсутствия финансовых средств. К тому же у Руслана нет документов, поэтому он не сможет сейчас пересечь границу, – говорит Нариман.
В миграционной полиции, куда наше издание обратилось сразу же за разъяснениями, нам поведали, что такой человек у них по базе не проходит. То есть получается, что в мае 2016 года Руслан Тангирбергенов не въезжал на территорию Казахстана. Как он тогда оказался в нашей стране, будучи гражданином другого государства, остается тайной, покрытой мраком. Получается замкнутый круг – вроде человек есть, а вроде его и нет ни по базам, ни по документам. Единственное, что может сделать миграционная политика, это выдать справку об утере документов, удостоверяющих личность.
В тот же день мы обратились за консультацией в общественное объединение «Мейирим». Юрист ОО «Мейирим» по проекту международной организации по миграции Игнат Ходжаев, выслушав нас, вместе с нами сразу же приехал к Руслану, где расспросил его данные, каким образом были утеряны документы, выписывался ли он при отъезде из Узбекистана и т.д.
– Самое главное сейчас – это мы должны обследовать Руслана. Если подтвердится диагноз туберкулез, то он пройдет курс лечения в тубдиспансере. Устройством его в тубдиспансер займется неправительственная организация «АССО «Жолдас», реализующая в нашем регионе проект Глобального Фонда по обследованию трудовых мигрантов на туберкулез. За это время мы сможем через Посольство Узбекистана в Казахстане получить сертификат для Руслана о возвращении на родину. Тем более, что он не выписывался из Республики Узбекистан. Затем миграционная полиция отправит документы в суд, где он должен будет оплатить штраф за нелегальное пребывание на территории нашей страны. После этого он сможет вернуться на родину, – разъяснил Игнат Маратович.
Семья Нурсеитовых и земляк Руслана заверили, что нужную сумму для штрафа они найдут, Самое главное, чтобы у Руслана были документы.
В тот же день, ближе к вечеру, мы уезжали от Руслана, договорившись, что на следующее утро Игнат Ходжаев повезет его на обследование в областной туберкулезный диспансер. Но ночью нам сообщили, что Руслану стало хуже и его на скорой увезли в областную больницу, где подключили к аппарату искусственного дыхания. Сейчас Руслан находится в Мангистауской областной больнице, где ему проводят обследование. Надеемся, что он сможет подправить свое здоровье и вернуться в ближайшем будущем на родину.
Во всей этой истории меня поразила, честно говоря, не ситуация, в которую попал Руслан. Мне кажется, что такое очень часто происходит с социально незащищенными трудовыми мигрантами из среднеазиатских стран, которые приезжают в нашу страну и в частности в наш регион на сезонные работы в период ремонтно-строительного бума. И эти вопросы необходимо решать на законодательном уровне, включая и открытие в Мангистауской области представительства Посольства Узбекистана в Казахстане, так как, согласитесь, не у всех есть финансовая и как в случае с Русланом иногда и физическая возможность поехать в Алматы для получения документов. Этот вопрос не раз поднимался каракалпакским этнокультурным объединением в Актау. Меня больше всего в этой истории поразило неравнодушие семьи Нурсеитовых – Гульнар-апа и ее сына Наримана, приютивших совершенно незнакомого, бездомного и больного человека. Именно они на протяжении почти месяца старались решить проблемы Руслана и поставить его на ноги. И что удивительно, они не считают, что сделали, что-то заслуживающее пристального внимания. Они уверены, что так поступил бы каждый, кто столкнулся бы с такой ситуацией. Но мы-то с вами, уважаемые наши читатели, знаем, что далеко не каждый взял бы на себя такую ответственность…
Мы, будучи журналистами государственного издания, очень часто пишем о благих деяниях народных избранников, представителей бизнес-сообщества, о благотворительных акциях, которые они проводят. Да, наверное, это можно приветствовать. Хотя мне всегда казалось, что настоящая благотворительность не нуждается в рекламе. Встреча с простой семьей Нурсеитовых заставила меня и моих коллег еще раз поверить в непреложную истину, что мир действительно не без добрых людей, которые и составляют соль земли нашей, благодаря которым мир держится на простых общечеловеческих ценностях, таких как милосердие и доброта. Дай Бог всем нам помнить об этом, и не только в преддверии великого и светлого праздника Курбан Айт.
P.S: Когда верстался номер, семья Нурсеитовых сообщила, что Руслан скончался в больнице… На священной мангистауской земле ему суждено было прожить чуть больше года из отмеренных ему судьбой 43 лет. Этот год – последний год его жизни – стал для людей, которых он встретил на нашей земле, испытанием и проверкой на элементарную порядочность и способность творить добро для ближнего…