На повестку дня аппаратного совещания под председательством акима Мангистауской области Ералы Тугжанова были вынесены вопросы устранения дефицита питьевой воды в регионе и проблемы строительства автодорог в области.
В фокусе – вопросы водообеспечения
Участники аппаратного совещания заслушали доклад руководителя областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сапара Аманбекова об обеспечении региона питьевой водой и о результатах проведенной модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Как известно, мангистауский регион обеспечивают питьевой водой ТОО «МАЭК-Казатомпром», опреснительный завод «Каспий», магистральный водовод Астрахань-Мангышлак и подземные источники. Как сообщил глава ведомства, общий объем потребления воды в 2016 году по Мангистауской области составил 41,6 млн. кубометров. ТОО «МАЭК-Казатомпром» опресняет ежегодно 18,50 млн. кубометров воды, опреснительный завод «Каспий», в свою очередь, вырабатывает 2,4 млн. кубометров, а магистральный водовод Астрахань - Мангышлак, обслуживанием которого занимается АО «Казтрансойл», обеспечивает подачу в регион 16,4 млн. кубометров волжской воды. А подземные источники, находящиеся на территории нашего края, обеспечивают живительной влагой объемом 4,21 млн. кубометров населенные пункты Мангистауской области.
Опреснительный завод «Каспий» на сегодняшний день вырабатывает 12 тысяч кубометров воды в сутки, обеспечивая питьевой водой населенные пункты Мунайлинского и Каракиянского районов. По словам представителя СПК «Каспий», для модернизации опреснительного завода в рамках программы «Нұрлы жол» выделено 138 млн.тенге. После первого этапа модернизации, который завершается 30 мая текущего года, завод на новом оборудовании будет опреснять в сутки 20 тыс.кубометров воды. Всего же в сутки выработка воды составит 32 тыс. кубометров. В результате предстоящего второго этапа модернизации, который завершится в 2019 году, завод будет вырабатывать еще 20 тыс. кубометров воды в сутки. Затем старое оборудование, производящее 12 кубометров воды в сутки отключат, и производственная мощность завода во втором квартале 2019 года достигнет 40 тыс. кубометров в сутки.
Аким области поручил руководству завода и руководителю областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства выйти на проектную мощность – 40 тыс.кубометров в сутки уже в 2018 году.
ТОО «МАЭК-Казатомпром» производит на сегодняшний день, по словам заместителя генерального директора энергокомбината Игоря Чернецкого, 52 тыс.кубометров питьевой воды в сутки. При выходе на запланированную проектную мощность энергокомбинат в сутки будет вырабатывать 62 тыс.кубометров воды. Сейчас, по словам Игоря Петровича, этому мешает проблема образования накипи в опреснителях, устранением которой занимается специализированная компания.
Магистральный водовод Астрахань-Мангышлак обеспечивает питьевой водой села Бейнеу, Боранкул, Акжигит, Сынгырлау, Сарга, Толеп, Есет Бейнеуского района, села Шебир, Тущикудук, Кызан, Акшымырау Мангистауского района, села Жетыбай, Мунайшы, Болашак Каракиянского района, город Жанаозен с пригородными населенными пунктами Рахат, Тенге Кызылсай.
Сапар Аманбеков отметил, что в рамках программы «Ақ булак» в период с 2011 по 2016 годы было запланировано реализовать 67 проектов, шестьдесят из которых сданы в эксплуатацию. В результате 463774 человек (73%) обеспечено питьевой водой. По словам руководителя ведомства, к 2020 году степень доступа населения к централизованному водоснабжению должна составить 100 процентов в городах Мангистауской области и восемьдесят процентов в сельских населенных пунктах. На сегодняшний день из шестидесяти сельских населенных пунктов тридцать два получили доступ к централизованному водоснабжению.
– В рамках программы построено 1 372,174 км водопроводных сетей, проведена реконструкция 129,78 км сетей. В 2016 году для реализации семи проектов из республиканского и местного бюджетов было выделено 6,4 млрд. тенге, – подчеркнул руководитель областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. – В рамках реализации шести проектов в 2017 году выделено 5,6 млрд. тенге для устранения дефицита питьевой воды в селах Баскудук и Мангистау-4, Жармыш, Бостан, Боранкул, Сарга. Сейчас завершаются конкурсные процедуры и в мае текущего года начнутся работы по строительству водопроводных сетей. Также запланировано строительство опреснительного завода в селе Курык производственной мощностью 50 тыс. кубометров воды в сутки, а также возведение магистрального водопровода в селах Шетпе и Жетыбай, – проинформировал Сапар Аманбеков.
Реализация запланированных проектов позволит уже в 2017 году довести степень доступа сельского населения к центральному водоснабжению до 60%. Для реализации 15 проектов с целью устранения дефицита питьевой воды в нашей области предусмотрено выделение в 2018-2020 гг. 35,5 млрд.тенге из республиканского бюджета.
Ералы Тугжанов дал поручение своим заместителям, а также руководителю областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства подготовить карту-схему водообеспечения региона и начать работу среди населения области по ее разъяснению.
Также глава областной администрации подчеркнул, что необходимо в кратчайшие сроки составить полную расширенную концепцию энергообеспечения региона с учетом новых проектов, включая проекты, связанные с развитием возобновляемых источников энергии.
Мангистауские дороги: причинно-следственная связь
Доклад руководителя управления пассажирского транспорта и
автомобильных дорог Мангистауской области Алиби Кушербаева, точнее качество вводимых в эксплуатацию дорог на территории нашей области, вызвало немало вопросов и нареканий со стороны председателя аппаратного совещания.
По информации, озвученной Алиби Кушербаевым, сеть автомобильных дорог общего пользования Мангистауской области составляет 2 692,3 километров, из которых 1033 км – республиканского значения, 1 659,3 км – местного значения.
– В 2016 году общий объем финансирования составил23 093,6 млн.тенге (республиканского значения–15 753,1млн.тенге, областного значения – 2 514,9 млн. тенге, районного значения, а также населенных пунктов – 4 825,6млн.тенге). В 2017 году общий объем финансирования составил 16 681,0 млн. тенге (дороги республиканского значения–9 209,3 млн. тенге, областного значения – 2 900,1млн.тенге, районного значения, а также населенных пунктов – 4 571,3млн. тенге), – пояснил руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Также он сообщил, что по результатам проведенного ремонта и модернизации доля автодорог областного и районного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии по области на начало 2017 года составила 92%.
И, конечно же, не остался в стороне вопрос, касающийся дефектов на участке дороги Бейнеу–Шетпе. Напомним, что в прошлом году были обнаружены дефекты на некоторых участках дороги, которую строила турецкая компания «Алсим Аларко», предоставившая два года гарантии построенному объекту. Но до истечения гарантийного срока были обнаружены дефекты. Республиканский научно-исследовательский институт провел экспертизу, но официального заключения о причинах выявленных дефектов так и не предоставил.
Аким области поручил в кратчайшие сроки привести участки дороги в порядок в соответствии с требуемыми нормами строительства дорог.
– Необходимо с привлечением правоохранительных органов рассмотреть все аварийные ситуации, произошедешие на данных участках дороги. Рассмотреть и выяснить, где и на каком этапе строительства дороги из-за халатного отношения людей, отвечающих за ее строительство, были допущены нарушения и привлечь их к ответственности. Мы должны для себя уяснить одно – что мы все отвечаем за жизнь и безопасность людей на дорогах, которые мы строим. И все, что происходит на этих дорогах, является следствием отсутствия контроля за качеством строительства дорог и качеством используемых материалов, – подчеркнул аким.
Алиби Кушербаев озвучил и проблемные вопросы, касающиеся строительства дорог в нашем регионе: управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мангистауской области в 2014 году начато строительство автомобильной дороги «Сынгырлау-Сам-Ногайты-Турыш», протяженностью 73 км, общей сметной стоимостью строительства 1 805,9 млн. тенге, генеральным подрядчиком является ТОО «Жигер-Актау».
– На сегодняшний день закончено строительство автомобильной дороги протяженностью 72,6 км до участков пересечения с действующими магистральными газопроводами. В соответствии с проектом в переходах через магистральные трубопроводы, предусмотрены работы по их реконструкции, то есть по защите трубопроводов стальными кожухами без замены существующих труб, – сообщил глава транспортного ведомства региона.
Ералы Тугжанов поручил завершить акиму города Актау разработку проектно-сметной документации на реконструкцию автомобильной дороги «Актау-Аэропорт» протяженностью 24 км с расширением ее от двухполосной до четырехполосной, а также внести в план строительство четырехполосной дороги в сторону промзоны города Актау.