Обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным и железнодорожным видами транспорта
Одним из принципов Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (ВТО) является заблаговременная оценка рисков таможенными органами с помощью предварительной информации представленной таможенным органам.
Как и в странах Евросоюза, обязательное предварительное информирование вводится в целях повышения пропускной способности пунктов пропуска на внешней границе Евразийского экономического союза, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможенных операций в местах прибытия, и оптимизации таможенного контроля за счет выбора объектов контроля до прибытия товаров и транспорта в пункт пропуска на границе.
В связи с чем, Департамент государственных доходов по Мангистауской области информирует, что в соответствии со статьей 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, подписанного 21 мая 2010 года в г. Санкт-Петербурге определен порядок ввода обязательного предварительного информирования.
Кроме того, нормами данного Соглашения установлены объем сведений требуемый для предварительного информирования, срок и способы ее передачи таможенным органам, а также основные действия должностных лиц таможенного органа при работе с предварительной информацией.
Решением Комиссии таможенного союза №899 от 09.12.2011 г. «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» предусмотрено обязательное предварительное информирование при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом с 17 июня 2012 года.
Также, необходимо отметить, что 17 сентября 2013 года подписано решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС железнодорожным транспортом», которое вступило в силу с 1 октября 2014 года.
Таким образом, согласно законодательству Евразийского экономического союза, предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства-члена таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров автомобильным транспортом и 4 часов в отношении товаров ввозимых железнодорожным транспортом.
В отношении ввозимых товаров, предполагаемых к помещению под процедуру таможенного транзита в местах прибытия, объем сведений должен соответствовать объему данных указываемых в транзитной декларации и определенных статьей 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В случае если в отношении ввозимых товаров и транспортных средств таможенная процедура таможенного транзита применяться не будет, заинтересованные лица представляют предварительную информацию в объеме сведений, определенных статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, т.е. в объеме, представляемом при уведомлении о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Предварительную информацию можно заполнить непосредственно на Web-портале или загрузить ее с помощью Web-портала, в случае формирования с использованием других программных средствах.
Web-портал таможенных органов Республики Казахстан для предоставления предварительной информации (pi.customs.kz) открыт для всех участников ВЭД без ограничения. При этом доступ к порталу осуществляется путем обычной регистрации пользователей.
Пунктом 5 решения Комиссии таможенного союза №899 и пунктом 7 решения ЕЭК №196 предусмотрено, что в случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при условии отсутствия расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.
Данная норма исключит необходимость обращения участников ВЭД к таможенному представителю (брокеру) в пункте пропуска для формирования электронной копии транзитной декларации, что снизит временные и финансовые затраты для участников ВЭД.
В случае несоответствия сведений указанных в предварительной информации с товаросопроводительными документами – дальнейшие таможенные операции проводятся в соответствии с таможенным законодательством (п.4 Решения КТС № 899 от 09.12.2011г.), т.е. необходимо предоставление электронной копии транзитной декларации.
Кроме того, принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита будет осуществляться не позднее двух часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Евразийского экономического союза.
Еще одним из преимуществ предоставления предварительной информации, является возможность, посредством Web портала таможенных органов Республики Казахстан и электронной почты, получения участниками ВЭД в режиме реального времени информации о регистрации, выпуске транзитной декларации и о прибытии транспортного средства в место доставки.