Кто поможет обманутым дольщикам, вложившим средства в строительство жилого комплекса «Ак Булак»? Когда решится вопрос с газификацией? Возобновят ли городские пассажирские перевозки по маршрутам № 9 и № 12? Эти и другие вопросы задали жители областного центра на отчетной встрече с акимом г. Актау Серикбаем Трумовым.
Мы строили-строили...
Более двухсот семей в Актау оказались в центре строительного скандала. Жители областного центра, заключившие договоры с ТОО «Альфатур» на строительство жилого комплекса «Ак Булак» в 35 микрорайоне, не могут заселиться в свои квартиры. Дело в том, что новые дома были возведены на участке, принадлежащем медицинскому колледжу «Меридиан». И сейчас обе организации оспаривают свои права на построенные дома в суде. А пока идут судебные разбирательства, в этих домах отключили все коммуникации, оставив жильцов без электроэнергии, воды и отопления. С просьбой решить ситуацию, которая длится уже два года, обратилась к главе городской администрации дольщица Жулдыз Мухамбеткали.
– Среди нас есть ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, у нас семьи, дети. Мы вынуждены жить у своих родственников или арендовать квартиры. Неоднократно обращались в разные инстанции. Почему мы должны страдать из-за двух человек, которые никак не могут прийти к соглашению. Мы просим о помощи городской акимат, какие меры вы принимаете для решения нашей проблемы? – спросила Жулдыз Мухамбеткали.
Аким города заверил присутствующих, что ситуация вокруг жилого комплекса «Ак Булак» находится на его личном контроле.
– Эта проблема ежедневно стоит на повестке дня. На каждом аппаратном совещании мой заместитель Уркен Бисакаев докладывает о состоянии дел. Здесь есть некоторые юридические нюансы. Как вы знаете, раньше медицинский колледж «Меридиан» занимал здание детского сада в 13 микрорайоне. Было принято решение вернуть это здание по целевому назначению, взамен руководству образовательного учреждения акимат предоставил участок для строительства медицинского колледжа, спортивного зала и жилых домов. У колледжа с ТОО «Альфатур» (застройщик) была договоренность на возведение семи домов, однако фактически компания построила девять жилых зданий. И в настоящее время обе стороны претендуют на эти два дома. Акимат провел переговоры с руководством обеих компаний. Мы предложили директору колледжа М. Ханчевской разделить участок, чтобы семь домов остались на ее территории, однако она не согласилась. Сейчас мы подаем иск в суд о делении земельного участка, – отметил аким города С. Трумов.
В рамках отчетной встречи прозвучал еще один вопрос относительно долевого строительства жилого комплекса возле «желтого» рынка.
– В настоящее время жилой комплекс «Даулет» в 31 микрорайоне строится без согласования с городским акиматом. Целевое назначение данной территории – универсальный рынок. Поэтому эта стройка – незаконна. Акимат примет все меры в отношении землепользователя в соответствии с действующим законодательством, – подчеркнули представители городской администрации.
Резюмируя вопрос о долевом строительстве, секретарь Актауского городского маслихата Марат Молдагулов призвал жителей к бдительности.
– Прежде чем вкладываться в приобретение жилья, нужно проконсультироваться со специалистами городского акимата, узнать, есть ли согласование застройщика с городским отделом архитектуры. Также необходимо проверить легитимность договора у нотариуса. Иначе вы рискуете оказаться в такой же ситуации, что и дольщики ЖК «Ак Булак», – сказал секретарь городского маслихата М. Молдагулов.
Чтобы цены «не кусались»
Вопрос насчет мониторинга и контролирования цен на продукты питания затронул житель г. Актау, который представился Нуржаном. Аким города констатировал, что, несмотря на принимаемые меры местными исполнительными органами, на сегодняшний день желаемый результат в этой сфере пока не достигнут.
– Я думаю, будет неуместным утверждать, что мы полностью контролируем цены на продовольственные товары. Тем не менее, определенная работа в этом направлении нами проводится. В частности, мы заключили меморандум с предпринимателями, согласно которому они обязались не повышать стоимость продуктов питания по 33 наименованиям – это товары первой необходимости. Не буду скрывать, при контролировании цен акимату приходится сталкиваться с некоторыми проблемами. С одной стороны, необходимо поддерживать население и обеспечивать его продуктами по доступным ценам. В то же время мы не можем ущемлять интересы предпринимателей. Хочу напомнить, что каждую субботу городской отдел предпринимательства проводит ярмарку продуктов питания, где товары реализуются по ценам ниже рыночных. Для всех поставщиков, желающих принять участие в ярмарке, существует условие: хотите бесплатно занимать прилавок – снизьте стоимость продуктов. Конечно, такие еженедельные акции не могут удовлетворить потребности всех горожан, но мы работаем над снабжением населения продуктами питания по приемлемым ценам, – сказал С. Трумов.
Водное такси и сухопутные маршруты
В прошлом году городские власти известили жителей о проекте «Водное такси». На встрече акима города с населением был еще раз затронут этот вопрос.
– В действительности, в настоящее время идет поэтапная реализация данного проекта, направленного на развитие туризма. Водное такси будет курсировать вдоль морского побережья – от 1 до 15 микрорайона. Инициатор проекта уже согласовал все детали, заказал строительство судов, отработал вопрос финансирования с банком, – сообщил заместитель акима города Уркен Бисакаев.
И все же, несмотря на радужные перспективы морских прогулок, горожан, судя по их вопросам, больше волнуют проблемы сухопутных пассажирских перевозок. В частности, жители посетовали на отсутствие маршрутов № 9 и № 12, которые были ликвидированы несколько лет назад.
На сегодняшний день в Актау функционируют шесть маршрутов пассажирских перевозок. Маршруты № 3 и № 7 обслуживает ТОО «Айна». По маршрутам №№ 2, 4, 4М и 5 курсируют автобусы, принадлежащие ТОО «Жолаушы Актау».
– В прошлом году по просьбам жителей мы решили восстановить маршрут № 12. Был проведен тендер. Предприниматель, выигравший конкурс, впоследствии перестал обслуживать данный маршрут, поскольку его автобусы колесили по городу почти пустыми. Нужно понимать, что никто не будет работать себе в убыток, ведь владельцу пассажирского транспорта нужно оплачивать труд водителей и кондукторов, приобретать горюче-смазочные материалы. Таким образом, возобновление маршрута № 12 оказалось нецелесообразным, – отметил глава городской администрации.
Говоря о пассажирских перевозках, аким города также провел параллель между тарифами на проезд в западных городах Казахстана.
– В настоящее время проезд в автобусе в Актау стоит 50 тенге, в Актобе чуть дороже – 55 тенге. Стоимость проезда в общественном транспорте в городах Орал и Атырау составляет 60 и 80 тенге соответственно. Необходимо учитывать, что улучшение качества обслуживания пассажиров требует определенных затрат. Данный вопрос будет рассмотрен на заседании общественного совета и обсужден совместно с депутатами. Окончательное решение по тарифам будет принято после тщательного анализа и расчета, – сказал С. Трумов.
Когда газ – заветная мечта
На встрече с акимом города также был задан вопрос относительно газификации. Горожанин Аманкос Шалабаев рассказал о проблемах жильцов домов № 6 и № 7 11-го микрорайона , где изначально не была заложена система газоснабжения.
– Из-за отсутствия газа нам приходится пользоваться электроприборами. Не говоря уже об экономии электроэнергии, нас волнует проблема перебоев напряжения в сетях. В летнее время напряжение снижается до 12 вольт, что создает угрозу для бытовых приборов, – посетовал А. Шалабаев.
Глава города пообещал просителю, что незамедлительно рассмотрит варианты решения данной проблемы.
– Дома без газоснабжения есть и в 22 микрорайоне. В свое время, когда они строились, система вентиляции не была приспособлена под нормы газификации. Я обязательно ознакомлюсь с ситуацией в домах № 6 и № 7, и мы вместе со специалистами будем принимать соответствующее решение, – заверил С. Трумов.
Общественные удобства и неудобства
Еще один вопрос, адресованный акиму города, связан с отсутствием общественных туалетов на набережной в 14 и 15 микрорайонах.
– Мы знаем об этой проблеме и работаем над ее решением. Ранее городской отдел предпринимательства опубликовал объявления в СМИ и на официальном интернет-ресурсе городского акимата о привлечении бизнесменов к строительству общественных уборных в прибрежной зоне. Пока ни один предприниматель не изъявил желания. Туалеты нужны также на так называемом солдатском пляже, где в настоящее время идут работы по благоустройству. Сейчас ТОО «Кала жолдары» работает над строительством общественного туалета на набережной 15 микрорайона. Думаю, к весне он будет достроен, – отметил аким города.
Также горожане затронули вопрос отстрела бродячих животных, которые представляют опасность здоровью и жизни жителей и гостей областного центра. По словам директора Актауской городской ветеринарной станции Самата Набиева, на ликвидацию бродячих собак выделяются средства из местного бюджета.
– За два месяца прошлого года наши сотрудники отстрелили 277 голов, в январе 2017 года – 148. Необходимый инвентарь имеется, работа по отстрелу бродячих собак ведется планомерно, – сообщил руководитель ветеринарной станции.
В целом, заслушав отчет акима г. Актау, участники встречи дали положительную оценку проведенной работе за 2016 год.