Три года семья, в которой растут четверо детей, живет в мобильном павильоне с надписью «Ремонт обуви» рядом с домом быта в шестом микрорайоне областного центра.
В семье Сапара Паштанова и Айтбике Абишевой растут четверо детей – 11-летняя Акмарал, 10-летняя Разия, 8-летний Мурат учатся в средней школе №6 города Актау, а самый младший трехлетний Максат сидит с мамой дома. Мама, 37-летняя Айтбике Абишева, не работает, так как за Максатом смотреть некому, ребенка одного «дома» (если это так можно назвать), не оставишь. Раньше она перебивалась случайными подработками в кафе и закусочных города посудомойкой.
Сапар Паштанов работает в охранном агентстве ТОО «Келимбер». Весь доход семьи – это зарплата мужа в 30 тысяч тенге и плюс пособие на детей в размере 8 тысяч тенге. Как эта семья перебивается на 38 тысяч в месяц остается тайной, покрытой мраком. Иногда Сапар разгружает вагоны в районе бывшей базы ОРСа, и тогда вся семья радуется дополнительному заработку.
Все «удобства» – на улице, воду берут из водопроводного крана в доме быта. Пищу готовят на электрической плитке. В холодное время года павильон отапливается с помощью электрообогревателя.
О существовании этой семьи, живущей в таких условиях, местные исполнительные органы не знают. Три года назад, переехав из города Жанаозен, семья сначала пыталась снять квартиру, но так как средств оплачивать ее не было, затею эту пришлось отложить. Поэтому они считают, что им повезло, что хозяин обувной мастерской пустил их пожить в павильоне-вагончике. Сама Айтбике – гражданка Республики Казахстан. Переехав в 2000 году из Узбекистана в город Жанаозен, она оформила гражданство. А вот у ее мужа – вид на жительство. Документы на получение гражданства он только подал. Семья не встала в очередь на получение жилья, никого никогда ни о чем не просила. Живут как государство в государстве, своей обособленной жизнью. Но дети уже подросли, и теперь, как признается сама Айтбике, у старших девочек одноклассники и ровесники спрашивают, почему они живут в таких условиях, почему нет своего дома. Задают вопросы, на которые ни у девочек, ни у самой Айтбике, с которой я разговаривала, сидя в маленьком павильоне, нет ответа.
– С 2005 года мы с мужем вместе, но законный брак оформили в 2009 году, поэтому две старшие дочери на моей фамилии, а мальчики – на фамилии отца. Все родственники – в городе Жанаозен. Раньше я с детьми жила там в семье брата, затем переехала к мужу в город Актау, когда он нашел здесь работу. Сначала мы были рады и такому жилью. Шел день за днем и, честно говоря, я в повседневных заботах о детях, о хлебе насущном особо и не задумывалась над тем, что нужно идти куда-то по инстанциям и просить жилье. Сейчас, когда дети подросли, я понимаю, сколько времени упущено,– говорит Айтбике Абишева.
Про эту семью мы узнали совершенно случайно. Дело в том, что мужу Айтбике на работе задержали зарплату, и семья осталась без денег. Кто-то из знакомых посоветовал Айтбике, как многодетной матери, обратиться в общественную приемную партии «Нұр Отан», подчеркнув, что там обязательно помогут решить данный вопрос. После долгих колебаний Айтбике все же решилась и пришла в общественную приемную партии. Здесь же ей пошагово объяснили, как надо действовать. Но тем не менее, Айтбике до сих пор медлит. На вопросы, почему она никуда не обращалась, 37-летняя женщина, мать четверых детей приводит доводы, такие как: не с кем оставить ребенка и т.д., которые больше смахивают на отговорки. Скорее всего, за этим стоит либо неверие в то, что кто-то может решить проблемы ее семьи, либо неуверенность в своих силах и возможностях идти до конца в решении этой проблемы.
– Сейчас такое трудное время. Каждый думает о том, как прокормить свою семью, своих детей. Кому нужна я и моя семья? Все скажут: решайте проблемы сами. Конечно, надо отдать должное и городскому отделу образования и школьному инспектору за то, что они постоянно говорят мне о том, что надо идти в акимат и встать в очередь на жилье, решать проблему с трудоустройством, с садиком для младшего сына. Но люди столько лет работают и стоят в очередях на получение заветных квадратных метров. А мы кто? – говорит Айтбике.
Слушая эту женщину с обреченным взглядом, невольно думаешь: а как такое вообще возможно? В центре нефтяного региона в убогом павильоне живет семья с четырьмя детьми, и никто этого не видит, а государственным органам до этого нет дела. Куда смотрят местные исполнительные органы, местная полицейская служба, уполномоченные органы? Где элементарное соблюдение правил техники безопасности на территории, где проживают дети? Мы ведь сейчас говорим не о дачах, не об окраинах города. Мы говорим о семье, которая живет в центре города Актау, и практически находится на улице в течение трех лет. Когда такая близорукость длится на протяжении нескольких лет, то это уже диагноз, причем хронический.