«65 шаг. Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки».
(План нации «100 конкретных шагов»)
Союз транспортников Казахстана «Kazlogistics» провел в Актау международную конференцию с участием представителей стран Каспийского и Черноморского регионов на тему: «Транзитный потенциал Казахстана. Эффективная логистика в странах Каспийского и Черноморского регионов».
В мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств РК, АО «НК «Қазақстан темір жолы», Евразийской экономической комиссии, железнодорожных администраций Турции, России, Азербайджана, Грузии, Украины, Ирана, Литвы, транспортно-логистических компаний. В ней приняли участие представители восьми стран.
Участники конференции рассмотрели потенциал Казахстана, как транзитной страны, обсудили основные трудности, которые предстоит преодолеть, чтобы создать эффективную логистику в странах Каспийского и Черноморского регионов, а главное – обменялись мнениями и информацией о перспективах формирования новых конкурентоспособных транспортных маршрутов.
Транскаспийский международный транспортный маршрут
Вице-президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев в своем выступлении остановился на крупных проектах, реализуемых компанией. В частности, он рассказал о развитии транспортно-логистической инфраструктуры Каспия – морских ворот Казахстана и ключевого звена Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), расширении порта Актау в северном направлении, строительстве паромного комплекса в порту Курык.
– Наши партнеры также активно реализуют проекты по развитию своей инфраструктуры, направленные на развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута. В следующем году мы ожидаем завершение строительства железной дороги Карс (Турция) – Ахалкалаки (Грузия), что, несомненно, придаст дополнительный импульс развитию нашего коридора. Практически обеспечив инфраструктурную составляющую ТМТМ, мы должны сконцентрироваться на решении задач по развитию маршрута и повышению его привлекательности в условиях высокой конкурентности с альтернативными сухопутными и морскими маршрутами, – подчеркнул К. Алпысбаев.
В ходе мероприятия отмечалось, что Казахстан, реализуя государственные программы инфраструктурного развития, стремится к полному раскрытию потенциала транспортно-логистической отрасли. Это может послужить толчком к значительному росту конкурентоспособности страны, повышению ее инвестиционной привлекательности, что будет способствовать устойчивому экономическому росту не только Казахстана, но и всех стран Каспийского и Черноморского регионов.
Сегодня Казахстан является связующим звеном между странами Европейского союза и Средней Азии. Для этого проводятся масштабные работы. Строятся железнодорожные ветки, автомобильные магистрали, порты. Это прямой путь к увеличению грузопотока через Мангистау.
– В Казахстане на сегодняшний день очень развита инфраструктура – мы расширяем порт, покупаем новые суда, корабли, мы должны уже идти на то, чтобы привлекать больше грузов, показать наши возможности. Это будет новый вид перевозок, когда Казахстан закупит паромные суда и будет уже на своих судах перевозить отечественные грузы. Это не только автомобили, но вагоны, контейнеры, – рассказал генеральный директор союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» Канат Альмагамбетов.
В конференции приняли участие и представители Европейского бизнес-сообщества. Они также отметили большой транспортно-логистический потенциал нашей республики, так как страны Европы заинтересованы получать грузы из Китая через Казахстан.
– Система транзита через Казахстан, Центрально-Азиатские страны – очень важный фактор. Транзит изменится, так как есть желание правительства Китая обновить Шелковый путь. Это важно и для европейских стран, потому что грузопотоки на сегодняшний день идут через море, – пояснил участник конференции Швейцария Франк Мюллер.
Спикеры отметили и то, что увеличение транзитного потока через Казахстан также послужит и толчком к значительному росту конкурентоспособности страны, приведет к процветанию бизнеса и привлечению инвестиций в Казахстан, в частности в Мангистаускую область.
– Сегодняшняя встреча заключается в том, чтобы мы могли научиться создать нужную логистику. Мы должны работать совместно – транспортники и наши производители, у которых не должно быть проблем с вывозом товара. Самое главное – работать на эффективность, а самое важное – обеспечить приемлемую стоимость транзита и скорость доставки, – рассказал директор дирекции «Транспорт и логистика» АО «ФНБ «Самрук-Казына» Ерхат Искалиев.
Каспийская альтернатива российскому транзиту
За 9 лет в портах Грузии перевалка контейнеров выросла в три раза. Такого роста не имела ни одна страна черноморского региона. А 75% этих объемов контейнеров приходится на транзит. Об этом сообщил основатель журнала «Порты Украины» Константин Ильницкий.
– Лет десять назад в разговоре с крупным российским грузовладельцем я посетовал на грустную статистику сокращения российского транзита через украинские порты. Сократиться мы, конечно, сократились, но совсем об Украине не забудем, грузопотоки останутся обязательно. Бизнес не может зависеть от одного маршрута доставки продукции. Это принцип. Непременно нужны альтернативные варианты, логистически, технологически опробованные, отработанные, – отметил Константин Ильницкий.
И многие тут же припомнили, что не случайно еще в разгар украинской революции в феврале 2014 года Казахстан инициировал создание Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Не случайно и Евросоюз столько лет подталкивал страны Черноморско-Каспийского региона к развитию коридора ТРАСЕКА через Черное и Каспийское моря в обход России. Не просто подталкивал, но и финансировал многие транспортные проекты на этом пути.
– У нас принято скептически относиться к результатам усилий по развитию транспортного коридора ТРАСЕКА. Но давайте сравним, например, контейнерооборот грузинских портовых контейнерных терминалов в 2015 году и десятью годами ранее. Если в 2006 году в портах Грузии переработали 126,9 тыс. единиц, то в 2015 году – 379,8 тыс. единиц. Рост – в три раза! Такого роста за десять лет не имела ни одна страна черноморского региона. А 75% этих объемов контейнеров приходится на транзит, – подчеркнул Константин Ильницкий.
Строительство железной дороги Карс – Ахалкалаки придаст импульс
В 2017 году должно быть завершено строительство железной дороги Карс (Турция) – Ахалкалаки (Грузия). В руководстве казахстанских железных дорог убеждены, что сдача важнейшего инфраструктурного объекта придаст дополнительный импульс развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута.
– Практически обеспечив инфраструктурную составляющую ТМТМ, мы и наши партнеры должны будем сконцентрироваться на решении задач по развитию маршрута и повышению его привлекательности в условиях высокой конкуренции с альтернативными сухопутными и морскими маршрутами, – заявил Канат Алпысбаев.
О тарифах, услугах, трансформации и не только
В рамках международной конференции также состоялся круглый стол на тему: «Развитие Евразийских трансконтинентальных международных транспортных маршрутов. Сопряжение программ «Нұрлы жол» и «Экономический Пояс – Шелковый Путь» в рамках Евразийской экономической интеграции».
Представители транспортно-логистических компаний Турции, Азербайджана, Грузии, Украины, Литвы в формате круглого стола обсудили вопросы повышения эффективности мультимодальных транспортных маршрутов с использованием Каспийского и Черного морей, развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, организации работы в условиях реформирования, транспортировки грузов через Актауский порт и другие.
Как оказалось, многие существующие проблемы требуют согласования на уровне руководства администраций железных дорог или курирующих министерств. В частности, к таковым можно отнести вопросы тарифообразования.
Как подчеркнул генеральный директор Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) (КазАПО), генеральный директор Ассоциации национальных экспедиторов РК (АН ЭК) Илья Сегал, сейчас повсеместно наблюдается падение объемов железнодорожных перевозок. Корень проблемы он, как представитель экспедиторов и перевозчиков, видит в глубине планирования.
– Компании в основном заключают договора на год, а на железной дороге планирование составляет один месяц. Соответственно тарифы действуют также месяц. Это очень серьезный момент для перевозочного процесса. Нужно менять схему. Негибкая ценовая политика железных дорог приводит к уходу грузов на автотранспорт. Мы пытаемся переломить этот момент, – говорит Илья Сегал.
По его словам, профицит вагонов обострил конкуренцию и снизил тарифные ставки собственников вагонов, но нужно на каждом конкретном маршруте согласовывать тарифные ставки со всеми участниками перевозочного процесса.
Заместитель генерального директора КазАПО Салтанат Адамбаева озвучила перечень существующих барьеров для эффективной деятельности собственников вагонов – нормативное регулирование операторской деятельности, конкурентная составляющая, техническое содержание и ремонт железнодорожной техники. Устранение этих барьеров позволило бы поднять работу операторов вагонов на качественно новый уровень.
Исполнительный директор по интегрированному планированию АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» Евгений Плахотин рассказал участникам круглого стола о реализации программы трансформации бизнеса АО «НК «ҚТЖ » и моментах, которые в результате принесут выгоду не только компании, но и государству, партнерам, сотрудникам, потребителям услуг.
– Государство повысит свою конкурентоспособность на международном рынке, потребители получат услуги высокого качества, гибкие тарифы, улучшенный сервис, руководство компании – эффективную систему управления, контроль затрат и операционных издержек, повышение эффективности деятельности компании, бизнес-партнеры – прозрачные условия сотрудничества, соблюдение контрактных условий, а сотрудники – систему мотивации, безопасные условия труда. Реализуемая на базе «Қазақстан тeмip жолы» модель национальной компании, которая не только предлагает мультимодальные услуги по перевозке грузов, но и управляет транспортными активами, уникальна. Внести изменения в деятельность такой огромной структуры, учитывая новые компетенции, – задача архисложная, системно решаемая в рамках программы трансформации бизнеса АО «НК «ҚТЖ». Благодаря совместной работе, поддержке сотрудников ҚТЖ, мы успешно трансформируемся, и я уверен, что мы добьемся впечатляющих результатов, которые обеспечат не только рост доходов компании, но и придадут мощный импульс развитию экономики Казахстана, – считает Евгений Плахотин.
Участники мероприятия также узнали много нового о проектах, реализуемых в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», внесли свои предложения по решению существующих проблем, получили ответы на интересующие вопросы.
P.S. Конференция «Транзитный потенциал Казахстана. Эффективная логистика в странах Каспийского и Черноморского регионов» дала старт активному взаимовыгодному взаимодействию каспийских и черноморских стран, в целях создания транспортных маршрутов с использованием морских возможностей. Благодаря чему транспортировка грузов будет проходить из Европы через Казахстан в Среднюю Азию и обратно. Одним словом, воссоздастся современный Шелковый путь.
Также было отмечено, что реализация госпрограмм инфраструктурного развития Казахстана, включая расширение Актауского порта в северном направлении и возведение паромного комплекса в порту Курык, позволит казахстанским железным дорогам наконец-то раскрыть транспортно-логистический потенциал отрасли в полном объеме. А это, в свою очередь, повысит инвестиционную привлекательность государства и поспособствует устойчивому экономическому росту всех стран Каспийского и Черноморского регионов.