«Шаг 58. Привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры».
(План нации «100 конкретных шагов»)
Дорога Актау – Бейнеу единственный путь по суше, который связывает Мангистау с «большой землей». До сегодняшнего дня это направление трудно было назвать дорогой. Для того чтобы в степи на этом направлении наконец появился асфальт бились многие люди, в том числе и депутаты.
После того как сенаторы Михаил Бортник и Бактыбай Чельпеков добились финансирования проекта и строительство началось, разумеется народным избранникам захотелось своими глазами увидеть как на самом деле обстоят дела со строительством трассы. Тем более что в последнее время водители стали критично отзываться о состоянии дорожного полотна.
По дороге в Бейнеу депутаты останавливались и разговаривали с дорожными рабочими и руководством компаний, которые ведут работы.
Протяженность автомобильных дорог республиканского значения в Мангистауской области составляет 1033 километра. С начала года реконструкцией охвачено 470 километров дорог. До конца года планируется завершить реконструкцию 200 километров дороги Бейнеу – Шетпе.
Автомобильная дорога Бейнеу – Шетпе протяженностью 300 километров разбита на шесть участков. Четыре из них ремонтирует турецкая компания «Алсим Аларко» за счет заемных средств Азиатского банка развития. Еще два участка ремонтируются за счет республиканского бюджета двумя казахстанскими компаниями: 40 километров выполняет «Атырау-Жолдары» (завершено 38,7 километров) и 60 километров – компания «Нияз-Мухаммед».
В начале пути депутаты отметили высокие темпы реконструкции трассы Актау – Жетыбай. Автодорога на участке
будет соответствовать первой технической категории, и иметь четыре полосы движения. По проекту ряд участков дороги будет спрямлен. В данный момент уже изменен рельеф местности вдоль впадины Карагие. Как известно ранее на этом крутом извилистом подъеме часто случались аварии с гибелью людей.
Участок трассы Шетпе – Жетыбай будет соответствовать второй технической категории и иметь две полосы для движения. На перекрестке у села Жетыбай планируется сделать двухуровневую развязку.
По словам директора филиала компании «Дженгиз Иншаат» Мурата Зейнабилова, техника имеется, люди работают, освоение средств и строительство идут по плану.
– Участок дороги будет сдан в октябре. Недалеко от источника Прохлада планируется строительство площадки для отдыха водителей и эстакады для необходимого ремонта техники. Проблем с битумом и прочими материалами нет. Используется все местное, а завод «Каспий битум», несмотря на кризис, даже сделал скидки на свою продукцию, – пояснил Мурат Зейнабилов.
И все же удорожание проекта имеет место. Причины разные, в частности трасса пересечет газопровод ТОО «МАЭК-Казатомпром» в двух местах, и для того чтобы отключить магистральный газопровод, придется отключить газ. Соответственно МАЭК должен будет перевести свои котлы на отопление мазутом. Заплатить за мазут придется свыше одного миллиарда тенге. Изначально планировалось 650 миллионов тенге.
Большая часть работ уже выполнена. Автомобили движутся по трассе без проблем. Но нетерпеливых водителей раздражают участки дорог, на которых им ненадолго приходится съезжать на объездные дороги.
У села Шетпе будет сделана развилка. Транзитные грузовики, которые направляются в порт Актау и обратно, не будут проезжать через улицы населенного пункта. Для них прокладывается объездная трасса.
На участке трассы Шетпе – Бейнеу небольшие проблемы возникли у компании «Нияз-Мухаммед». На перевале Маната во время весенних дождей сошел оползень. Теперь компании предстоит расширить участок дороги и сделать террасы, чтобы подобное не повторилось впредь. Но генеральный директор компании Берген Нуров данную ситуацию не считает проблемой.
– Это не проблема – это просто работа, – сказал гендиректор компании.
На всех участках дороги технический контроль помимо заказчика ведут иностранные специалисты. В частности на участке компании «Алсим Аларко» технический надзор и технологическое сопровождение за качеством дороги ведут южнокорейская компания совместно с казахстанской компанией. Привлечены сотрудники лаборатории «Мангистау жол лаборатория», которые выезжают на место, выборочно делают замеры и проводят испытания на соответствие технической спецификации контракта.
Именно на одном из участков компании «Алсим Аларко» и возникли проблемы. Неподалеку от участка Сайотес асфальт на уже действующей трассе стал бугриться. Кажется, что под асфальтом начали расти и вздыбливать дорожное полотно гигантские шампиньоны. Причина пока неизвестна. Это в ближайшие дни определить экспертиза. Анализы отправлены в соответствующий институт. Но сами строители полагают, что виной всему новые технологии, которые на Мангистау были применены впервые. Компания «Алсим Аларко» на проекте «Строительство автодороги Бейнеу – Актау» на трех участках от Манашы до Сайутеса укладывает стабилизирующий слой с добавлением дорзина. Материалы, которые применяют для реконструкции автодорог, по словам начальника отдела контроля качества Армана Жолдыкулова, на 100% являются казахстанскими. Это местный битум, щебень из шетпинских карьеров, цемент, краска, железобетонные изделия и другие материалы, произведенные казахстанскими предприятиями.
– Компания «Алсим Аларко» впервые применила у нас в регионе новые технологии, уложив стабилизирующий слой с добавлением дорзина. Еще одна новая технология – литые эмульсионно-минеральные смеси типа микросюрфейсинг, которые являются защитным слоем износа и используются для защиты самого покрытия дороги, – отметил Арман Жолдыкулов.
Строители полагают, что применение этих новинок в нашем климате вызвало парниковый эффект, то есть под слоем асфальта стала скапливаться вода, которая в поисках выхода и вздыбила дорожное полотно.
Стоит отметить, что строители не стали дожидаться результатов анализов, и приступили к снятию асфальта с дороги. В последующем полотно будет уложено вновь. Работы уже ведутся.
Что касается гарантии качества, то турецкие компании дают два года гарантии после сдачи дорог в эксплуатацию. А казахстанские строители – четыре года. В случае появления дефектов на период гарантийного срока компании произведут ремонт за свой счет.
После ремонта и реконструкции дорог в пяти местах будут построены специальные места отдыха и кемпинги, где водители смогут отдохнуть, поесть и отремонтировать свои автомобили. Для этого из местного бюджета будут выделены средства, на которые планируется проложить коммуникации (газ, электроэнергия, вода).
Михаил Бортник и Бактыбай Чельпеков считают, что государственные деньги потрачены не зря. Долгожданная дорога принесет свои плоды. Через область увеличится грузопоток, и туристы теперь смогут спокойно приезжать отдохнуть к нам на Каспий.