В рамках республиканской акции «День медиации» при содействии филиала Ассамблеи народа Казахстана и КГУ «Дом дружбы – Центр общественного согласия» провел семинар-тренинг с целью разъяснения понятия медиация.
Понятие МЕДИАЦИЯ появилось в казахстанской юриспруденции еще пятого августа 2011 года, но полноценно этот институт до сих пор не заработал. Люди путают медиацию с медитацией, а медиаторов с медиумами. Увы, все проще, погружаться в нирвану, медитация не требует, а медиаторам нет необходимости общаться с мертвыми. Им бы со спорами между живыми разобраться.
Итак, что же такое медиация? Медиация – одна из основных технологий урегулирования споров с участием третьей нейтральной стороны – медиатора. Медиатор – главная фигура, призванная помочь сторонам прийти к общему знаменателю. Медиация основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, равноправие сторон, нейтральность медиатора, а также недопустимость вмешательства в процедуру.
Открывая семинар, судья областного суда Гулжахан Имангалиева отметила, что судами проделана большая работа по разъяснению Закона РК «О медиации», особенностях института медиации и обучению судей, но большинство людей по-прежнему пытаются решить спорные вопросы, обращаясь в суды.
По мнению судьи Имангалиевой, только первый человек Адам ни с кем не вступал в конфликты и жил припеваючи до тех пор, пока не появилась Ева. С этого момента начались споры и конфликты. На тот момент только семейные, и в качестве медиатора тогда выступал сам Господь. С появлением потомков эти споры и конфликты участились, и стали разнообразнее. Тогда и возникла необходимость создания института судей. Но и медиаторы не исчезли. Во все времена во всех племенах существовал совет старейшин, который решал все проблемы, и их решение было обязательным к исполнению. В казахской степи роль медиаторов выполнял так называемый «суд биев». Многие считают этот суд более справедливым и честным чем обыкновенный гражданский, или уголовный суд.
Профессиональные медиаторы, которые присутствовали на семинаре, отмечали, что в определенной степени дела обстоят именно так.
Когда человек подает заявление в суд, то сразу же попадает в разряд истца, то есть невиновного, а противоположная сторона автоматически попадает в разряд ответчика (по сути виноватого) и вынуждена оправдываться.
В медиации все не так, здесь обе стороны равны. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь двум конфликтующим сторонам прийти к консенсусу. Медиатор – это человек, обладающий определенным набором знаний и умений в области права, психологии, философии, а кроме того, наделенный красноречием и авторитетом. Он ни в коем случае не является посредником между судьей и спорящими, не представляет ничьи интересы, его положение и социальный статус не предполагают использование силы в какой-либо форме. Авторитет медиатора базируется лишь на качестве предоставляемых им услуг по поиску наилучших путей решения проблем, с которыми к нему обращаются клиенты.
– Медиатор – не замена судье, вершащего традиционное правосудие. Это тот, кто предлагает альтернативный способ решения конфликтов, менее затратный, более психологически комфортный для физических и юридических лиц. Медиатор — профессиональный посредник — это не «помощник помощника судьи», а его работодателем является вовсе не судебная система, – отметила судья Гулжахан Имангалиева.
Заказ на урегулирование конфликта исходит от самого общества, крайне негативно воспринимающего судебную систему, не доверяющего ей, и, тем не менее, в 99% случаях обращающегося именно в суд! (есть варианты: самосуд, криминалитет или открытые письма Президенту). Почему это происходит именно так – потому что не было реальных альтернатив, раньше не было процедуры медиации.
Любой спор имеет, по крайней мере, одно конструктивное решение. И такое решение может быть найдено в результате примирительных процедур. Каждая из сторон спора может в любой момент прекратить добровольную примирительную процедуру, как только почувствует подвох. Выбрать судью, стать соавтором выбранного решения – разве возможно это в арбитраже? Добровольность участия, нейтральность посредника и полная
прозрачность процедур, обеспечивают лучшие гарантии. После завершения процедур вся документация уничтожается, чем гарантируется конфиденциальность спора. Обращение в суд – это лишь повод для продолжения переговоров!
Выполнение медиативного соглашения носит обязательный характер. Уклониться от его исполнения не получится.
Еще один аргумент в пользу медиации. Ждать суда можно месяцами. После решения суда можно еще несколько месяцев потратить на хождение по судам более высокой инстанции. При этом тратить свои нервы и время.
При медиативном решении спора, и времени, и денег, и нервов тратится меньше. И как отметила судья Имангалиева, люди после мирного урегулирования конфликтов зачастую не становятся врагами. И не втягивают в орбиту своего конфликта все новых и новых людей.
Сейчас в Актау медиаторы работают под эгидой Ассамблеи народа Казахстана. Обратиться к медиаторам можно позвонив по телефону: 43-10-74.