Газовый коллапс в Мангистауской области продолжается. Ситуация на газозаправочных станциях достигает своего апогея. Водители выстраиваются в километровые очереди, чтобы заправить своего железного коня голубым топливом. Автовладельцы не понимают, почему в регионе, где добывают этот природный углеводород, постоянный его дефицит.
К вечеру некоторые очереди растягиваются почти на километр, если не больше. И с каждым днем они становятся все длиннее. Водители в надежде заправиться голубым топливом проводят на АГЗС по пять-шесть часов.
– Я приехал сюда в десять утра. Не могу заправиться, хотя на часах сейчас уже час дня. Полдня только на заправку уходит. Это сказывается уже на всем. И на семье, и на работе. Возмущает, у нас добывают газ, а его нет. Как это так? Куда он девается? Вот вопрос. Пусть нам объяснят, – говорит автовладелец Асет Султанбеков.
– Каждый год такие проблемы! Когда это прекратится? Мы уже с вечера начинаем искать, где можно заправиться. А когда очередь подходит, газ вообще заканчивается. И получается, мы полдня впустую стоим. Талоны выдают в ограниченном количестве, да и не каждый может их купить. А без талонов вообще бесполезно на что-то рассчитывать, – говорит автовладелец Кошербай Байжанов.
На многих частных газозаправочных станциях газа вообще нет. Дефицит голубого топлива водители объясняют просто: газ якобы незаконно вывозят за пределы области. На деле ситуацию осложняет сокращение объемов отгрузки газа на КазГПЗ, единственном заводе, который обеспечивает весь регион голубым топливом. Предприятие уже давно нуждается в модернизации. Пока поставщикам будут отпускать сжиженный газ в ограниченных объемах. Специалисты управления предпринимательства и торговли Мангистауской области составили график поставок топлива на газозаправочные станции Актау. Но и это не решает всех проблем. И вот как комментируют ситуацию специалисты.
– В Мангистауской области зарегистрировано 178 тысяч единиц автотехники. Из них почти 100 тысяч машин ездят на сжиженном газе. Мангистауские автолюбители являются из всех областей самыми крупными потребителями голубого топлива. У нас количество машин на сжиженном газе увеличивается каждый месяц порядка на 1000-1500 единиц. Сегодня оптовая цена газа с завода составляет 7 тенге за литр. Даже воду мы не купим в магазине за такую цену (100 тенге за литр). А цена на газ намного дешевле. Предприятие КазГПЗ даже при такой себестоимости работает себе в убыток. Поэтому, учитывая ситуацию, мы не раз обращались в уполномоченные органы с просьбой поднять оптовую цену на газ, – говорит заместитель руководителя управления предпринимательства и торговли Мангистауской области Беккали Жубанов.
По словам специалистов, с мая, после планового ремонта КазГПЗ, ситуация с голубым топливом в регионе должна нормализоваться. Ввоз сжиженного газа на заправки области увеличат вновь до 13 тысяч тонн. Но всех проблем это не решит, пока не поднимут оптовую цену за отпуск этого востребованного топлива. Сейчас специалисты из отдела предпринимательства и торговли области совместно с сотрудниками дорожной полиции регулярно выходят в рейды, чтобы пресечь незаконный вывоз голубого топлива. По их словам, пока не было зарегистрировано не одного такого факта.
Напомню, топливный кризис в регионе возникает ежегодно. Но такой ситуации, которая наблюдается сейчас, еще не было. Недовольство среди автолюбителей растет, но пока решение этой проблемы местные власти найти не могут...