В нашей стране в рамках государственной программы «Информационный Казахстан-2020» проводятся масштабные работы. На сегодняшний день по этой программе во благо народа сделано немало, и это отражается в реальных делах, а не только на бумаге. В рамках данной программы в судебную систему внедрена современная технология – электронный сервис «Судебный кабинет», запущенный на официальном сайте Верховного суда РК www.sud.kz 5 июля 2014 года. И сегодня, несмотря на то, что сервис запущен недавно, население активно им пользуется. Среди них есть и мангистаусцы.
Так, по итогам работы районных и приравненных к ним судов за 2015 год через «Судебный кабинет» было зарегистрировано 8179 (43,3%) исковых заявлений. Из них 326 – это заявления и протесты, 1286 – электронные заявления, 129 – апелляционные жалобы, 52 – кассационные жалобы. Также за 12 месяцев посредством «Судебного кабинета» зарегистрировано 6694 (39,3%) административных дел.
Эти показатели по сравнению с аналогичными за 2014 год улучшились. Это свидетельствует о том, что в нашей области данным сервисом пользуются активно. С каждым днем количество пользователей системы растет, вселяя уверенность в то, что в будущем казахстанцы будут направлять исковые заявления, используя электронный сервис.
Так как «Судебный кабинет» это единое окно, предназначенное для входа в электронном виде в сервис судебных органов, для пользования системой необходимо получить электронную цифровую подпись Национального центра освидетельствования.
Здесь необходимо кое-что добавить: Верховный суд для повышения доступности населения к правосудию совместно с Центрами обслуживания населения (ЦОН) открыл уголки самообслуживания. Главная цель – обеспечить гражданам возможность подачи исковых заявлений через электронно-информационный сервис «Судебный кабинет» интернет-ресурса Верховного суда, не теряя времени в очередях.
В ЦОНах Мангистауской области также организованы уголки самообслуживания. Сотрудники ЦОНов оказывают гражданам помощь в получении электронной цифровой подписи и консультируют при подаче исковых заявлений посредством электронно-информационного сервиса «Судебный кабинет». Поэтому это очень удобно для граждан, не имеющих возможности входа в сервис «Судебный кабинет» в домашних условиях.
Через сервис население может не только обращаться в суд с исковыми заявлениями, но и ознакомиться с электронными судебными документами. На сотовый телефон или электронную почту заявителя направляются SMS-сообщения о выходе судебного документа по его заявлению и возможности ознакомления с ним.
Раньше, как все помнят, для направления по почтовым адресам граждан повесток в суд приходилось тратить немалые средства и время. А сегодня благодаря использованию сервиса «Судебный кабинет» затраты уменьшились.
От внедрения новой системы выиграло не только государство, но и рядовые граждане. Во-первых, человек экономит время, не тратя его на посещение суда и ожидание своей очереди. Во-вторых, он не раскошеливается на транспорт для поездки в суд. В-третьих, отсутствуют условия для коррупции, так как исключается влияние человеческого фактора.
До сих пор встречаются люди, которые исковые заявления приносят в суд нарочно, а узнав о сервисе «Судебный кабинет» бывают приятно удивлены. Поэтому для максимальной пропаганды этого сервиса специально подготовлен одноименный видеоролик и транслируется в залах ожидания районных и приравненных к ним судов, международного аэропорта Актау, железнодорожного вокзала станции Мангышлак, Актауского городского и районных ЦОН. Кроме того, по городу Актау установлены информационные баннеры о функциях электронных сервисов «Мобильная версия судебного кабинета». На баннерах указана краткая информация об услугах «Судебного кабинета» и инструкция по применению сервиса.
Применение современных инновационных технологий будет главным в деле совершенствования судебной системы. Все эти мероприятия призваны способствовать повышению эффективности правовой политики, вхождению Казахстана в тридцатку конкурентоспособных стран, укреплению доверия граждан к деятельности судов.