Нефть – кормилица, гордость и главный ориентир экономического развития в нашей стране. В этом году у Мангистауской области множество поводов для праздников. К примеру, в текущем году исполнилось 50 лет со дня образования треста «Мангышлакнефтегазстрой» (1 января 1965 года), 50 лет со дня создания управление мангышлакскими нефтегазопродуктопроводами (16 июня 1965 г.). Прошло 50 лет (19-20 мая 1965 г.) когда в г. Шевченко состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция нефтяников и нефтеразведчиков по вопросам освоения богатств полуострова Мангышлак. 10 июля 1965 года первая партия узеньской нефти отгружена и отправлена по железной дороге Узень – Мангышлак – Макат. Введен в эксплуатацию нефтепровод Узень – Жетыбай – Шевченко протяженностью, 140 км, что позволило осуществить транспортировку мангистауской нефти через морпорт Актау. Построена асфальтированная автомагистраль Узень-Актау. Сегодня на страницах «ОМ» мы вспомним странницы истории далеких 60-ых годов, а именно, расскажем как 50 лет назад было создано управление мангышлакскими нефтегазопродуктопроводами.
«Черное золото», «кровь земли», «двигатель современной индустрии» – как только ее не называют! Роль нефти в развитии человечества поистине огромна. Современная промышленность немыслима без углеводородов. Добыча нефти для Казахстана, как и для многих стран, является одной из приоритетных и прибыльных отраслей.
Рождение нового нефтедобывающего района связано с открытием в 1961 году месторождений Узень, Жетыбай. Первые сведения о нефтепроявлениях на Мангышлаке связаны с именем Г. Карелина (1801-1872 гг.). Дальнейшее изучение богатств Мангышлака производилось М. И. Иваниным (1846 г.), А. Е. Алексеевым (1832 г.), А. И. Антиповым (1851 г.), Н. И. Андрусовым (1887 г.), М. В. Баяруносом (1887 г.), Г. А. Насибьянцем (1899-1901 г.). В. В. Мокринским (1920 г.), была составлена первая геологическая карта Мангышлака. В 30-х гг. С. Н. Алексейчиком была составлена первая схематическая карта нефтеносности Мангышлака. В 1947-1957 гг. в изучении недр Мангышлака неоценима роль ученых Ленинградского института ВНИГРИ А. А. Савельева, Н. Ф. Кузнецова, нефтеразведчиков Б. Ф. Дьякова, H. Н. Черепанова. 1961 г., когда были получены первые фонтаны нефти на месторождениях Жетыбай и Узень, стал исторической датой рождения нового нефтедобывающего района. Это стало значительным событием более чем вековой истории нефтяной промышленности Казахстана.
Развитие нефтяной промышленности Казахстана предопределило создание широкой сети трубопроводных систем. Проведение в этот период в центральной части Прикаспия значительного объема разведочных работ вызвало необходимость строительства нефтепроводов.
Известно, что датой отсчета истории развития трубопроводного транспорта Казахстана стал 1935 год, когда было завершено строительство первого нефтепровода Каспий – Орск протяженностью 830 км. С тех пор трубопроводная система Казахстана развилась из отдельных разрозненных трубопроводов в единую протяженную и замкнутую систему магистральных нефтепроводов, которая сегодня бесперебойно обеспечивает поставки отечественного сырья на внутренний рынок страны и на экспорт. И этой масштабной, технологически развитой и сложной системой нефтепроводов управляет национальный оператор по магистральному нефтепроводу АО «КазТрансОйл».
Однако интенсивное развитие трубопроводный транспорт нефти получил в республике в 1960-1970 годы в связи с освоением месторождений полуострова Мангышлак – Узень и Жетыбай. Быстрый рост добычи нефти ставил задачу транспортировки черного золота по магистральным нефтепроводам на нефтеперерабатывающие заводы страны. Для организации и обеспечения транспортировки мангышлакской нефти 16 июня 1965 года было создано Мангистауское нефтепроводное управление (МНУ), как Мангышлакское управление магистральными нефтегазопродуктопроводами (УМНГПП) при объединении «Мангышлакнефть». Оно является одним из старейших и очень важных подразделений нефтетранспортной компании Западного филиала АО «КазТрансОйл».
Как известно, нефть казахстанских месторождений уникальна и различается специфическими признаками. Так, для тенгизской нефти характерно значительное содержание меркаптанов (0,05 %); нефть Кумколя легкая, но высокопарафинистая (12-16 %); для нефти Доссора характерны высокий выход дистиллятных масел (40-60,5 %) на нефть; весьма велика вязкость каражанбасской нефти (150 мм2/с), что в десять раз больше вязкости мангистауской нефти. В связи с этим перед наукой и практикой появилась необходимость решения сложных задач по ее транспортировке.
К примеру, для обеспечения доставки нефти Узеня на нефтеперерабатывающие заводы страны был использован строившийся газопровод Узень – Жетыбай – Шевченко протяженностью 141,6 км диаметром труб 520 мм. Это дало возможность уже 10 июля 1965 года отправить первый эшелон с мангышлакской нефтью на Гурьевский НПЗ, а 10 октября 1966 года – отправить первый танкер Каспийского пароходства «Джебраил» из морского порта Актау на Волгоградский НПЗ. В 1966 г. было отгружено 1301,6 тыс. тонн нефти.
Определяющими факторами при выборе того или иного способа транспортировки нефти являются: температура застывания, температурная зависимость вязкости и плотности нефти. В условиях Мангышлака наиболее эффективным оказался способ путевого подогрева. Для этого на нефтепроводе Узень – Шевченко (Актау) были смонтированы печи F-112. В октябре 1966 г. была освоена прокачка горячей нефти по нефтепроводу Узень – Жетыбай — Шевченко. Одной из примечательных особенностей трассы этого нефтепровода является то, что на участке Жетыбай — Шевченко она пересекает впадину Карагие с отметкой 132 м ниже океанического уровня длиной 40 км и шириной 10 км. Образование впадины связывают с процессами выщелачивания соленосных пород, с просадочными и карстовыми процессами, имевшими место на побережье Каспийского моря.
18 августа 1967 года в связи с быстрым ростом добычи нефти на Мангышлаке, издается распоряжение Правительства СССР о строительстве в 1967-1970 гг. магистрального нефтепровода Узень – Кульсары – Гурьев — Куйбышев протяженностью 1232 км вместо ранее предусмотренного постановлением Совета Министров СССР от 11 октября 1966 г. нефтепровода Мангышлак – Приволжск – Украина. Первая очередь нефтепровода Узень – Гурьев была сдана в эксплуатацию в августе 1969 г. На его трассе были смонтированы восемь пунктов подогрева печами Г9П02В. Ввод первой очереди позволил почти в пять раз увеличить объем перекачки углеводородного сырья по сравнению с 1966 г.
В период с 1962 по 1970 гг. начальником Гурьевского управления магистральными нефтепродуктопроводами был В.В. Шаронов.
2 июня 1971 г. на основании приказа министра нефтепрома СССР Южное управление магистральными нефтегазопроводами передислоцировано из Гурьева в Шевченко. Зимой на промыслах Узеня было непросто. Нефть замерзала, забивала тромбами скважины, их пробивали горячей водой, паром, другими методами... Но кардинально это проблемы не решало. Ввод в действие нового мощного «горячего» нефтепровода позволил решить проблему транспорта мангышлакской высокопарафинистой и высокозастывающей нефти при тридцати градусах выше нуля. Сооружение этого нефтепровода позволило поднять уровень добычи нефти на Мангышлаке с 1,5 млн. тонн в 1966 году до 15 млн. тонн в 1975 году.
Для перекачки мангышлакской нефти на Гурьевский НПЗ в 1969 г. был построен нефтепровод Шлейф (1200 км) – Гурьевский НПЗ протяженностью 26 км с диаметром труб 426 мм, пропускной способностью 3,5 млн. тонн нефти в год.
Вспоминая исторические даты, напомним нашим читателям, что к обустройству новых нефтепромысловых объектов и строительству поселков нефтяников 1 января 1965 года приступил трест «Мангышлакнефтегазстрой», который ввел в эксплуатацию комплекс сооружений по сбору и транспорту нефти, проложил сотни километров внутри промысловых коммуникаций, объекты по поддержанию пластового давления, групповые установки, системы электроснабжения. Строители сами жили в вагончиках, строили сборнощитовые дома, общежития барачного типа.
В короткие сроки строители и нефтяники выполнили огромный объем работы по обустройству нефтепромысла, что позволило начать добычу и транспортировку «черного золота» на заводы. В 1967 году в эксплуатацию было сдано Жетыбайское месторождение, в 1970 году – газоконденсатное месторождение Тенге. Запланированный вначале как поселок нефтяников размером в один микрорайон Узень, постепенно превратился в город с несколькими тысячами населения.
Современное Мангистауское нефтепроводное управление является важным и крупным производственным подразделением Западного филиала АО «КазТрансОйл». МНУ обеспечивает прием, транспорт и отгрузку сырой нефти, а также подачу пресной воды потребителям Мангистауской и Атырауской областей по водоводу Астрахань – Мангышлак. Производит слив нефти с железнодорожных цистерн на ГНПС «Актау», а также налив нефти в танкеры в порту Актау. Нынешнее поколение нефтепроводчиков достойно продолжает дело своих предшественников, благодаря чему сегодня АО «КазТрансОйл» успешно достигает поставленных целей.