Областной форум «Тарихтан тағылым – өткенге тағзым» («Память во имя будущего»), прошедший в Актау в отеле «Ренессанс» с участием заместителя акима области Бану Нургазиевой, был посвящен Дню памяти миллионов советских людей, безвинно уничтоженных безжалостной машиной сталинского тоталитаризма.
Мероприятие, организованное КГУ «Қоғамдық келісім» и секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Мангистауской области, собрал заместителей акимов городов и районов области, секретарей маслихатов всех уровней, представителей МОФ «Нур Отан», руководителей этнокультурных объединений, ветеранских и молодежных объединений, общественности, а также живых свидетелей той грозовой поры, детей и внуков репрессированных, студентов.
Перед началом форума был продемонстрирован документальный короткометражный фильм, посвященный памяти тех, кого не пощадил безжалостный маховик репрессий. С экрана рассказывали о горькой судьбе своих семей и родных корейцы, чеченцы, ингуши, проживающие сегодня на Мангистау. Судьбы их всех схожи: насильственно выселенные с родных земель в годы депортации, вывезенные практически в никуда и высаженные в зимние бураны в голой степи, они были оставлены на произвол судьбы – умирать. Но они выжили – благодаря участию и поддержке казахов, протянувшим им руку помощи.
Открывая форум, заместитель акима области Бану Нургазиева отметила значимость отмечаемой даты, стоящей в ряду других особняком.
– Массовые политические репрессии – одна из самых черных страниц в истории Казахстана, который, как и все остальные республики бывшего СССР, не только испытал на себе все ужасы сталинского геноцида, но и поневоле стал местом заключения и депортации миллионов репрессированных. Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря архипелага ГУЛАГ – Карлаг, Степлаг, АЛЖИР. Только по официальной статистике за годы репрессий в казахстанские лагеря было сослано более пяти миллионов человек. В республике с 1921 по 1954 год по политическим мотивам было осуждено 100 тысяч человек, 25 тысяч из них расстреляны. Количество жертв политических репрессий в республике составило 3,5 миллионов человек, в то время как на сегодняшний день в республике реабилитировано лишь более 305 тысяч незаконно репрессированных. Работа по изучению архивных материалов продолжается. Наша прямая обязанность – помнить и воздать должную дань жертвам политических репрессий, чтобы такое не повторилось никогда, – заключила свое выступление заместитель аким области.
Тему геноцида против собственного народа, когда на плаху красного террора были принесены сотни тысяч ни в чем не повинных людей, продолжили преподаватель КГУТИ им. Ш.Есенова, кандидат исторических наук Эльвира Абланова, заместитель директора областного историко-краеведческого музея Нурболат Калаганов, заместитель главного редактора газеты «Маңғыстау» Мурат Жетекбай, а также Эхман Ким и Маргарита Клее. Последних грозные события 30-40-х годов коснулись напрямую. Эхман Авинирович – живой свидетель депортации корейцев из Дальнего Востока, когда в далеком 1937-м из приграничных районов с Японией из Приморского края были насильственно вывезены на чужбину 72 тысячи корейцев. Маргарита Оттовна – потомок выселенных из Поволжья советских немцев (60 тысяч человек). В обоих случаях этим народам инкриминировали вину лишь по национальному признаку, на долгие годы незаслуженно пришив им ярлык «враг народа», «предатель Родины».
В своем выступлении Н.К. Калаганов сделал акцент на той работе, которую проводят сотрудники музея по сбору и исследованию событий сталинских репрессий 30-х годов. А работа здесь проделана огромная. В музее, как сообщил Нурболат Кыдырович, собраны уникальные материалы, архивные данные об исторических событиях, повествующие о тех жестоких годах, унесших десятки тысяч жизней ни в чем не повинных жителей Мангистау и лучших его сыновей. В числе репрессированных – первый председатель революционного комитета Адаевского уезда Тобанияз Алниязов. Из 70 арестованных по сфабрикованному делу 22 были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. В их числе – и председатель ревкома. Степная трагедия 1931 года осталась в истории Мангистау под названием адаевское восстание, вызванное неудовольствием населения края жестокой политикой советской власти, не учитывавшей экономические, этнические и социальные особенности жизни кочевников. Реабилитированы были безвинно заклейменные ярлыком «контрреволюционные элементы – враги народа» и их семьи лишь спустя годы, после смерти Сталина. Наш долг, сказал Нурболат Калаганов, – донести до людей историческую правду о тех событиях, разъяснить масштабы и ужас той трагедии.
Э.А. Абланова рассмотрела репрессии на Мангистау под углом двух этапов. В Казахстане, говорит она, новая тоталитарная система начала репрессии с Мангистау. Первый этап начался с 1926-го и длился по 29-е годы, когда в результате искусственно созданного руководством Союза голода население края умирало целыми аулами. Второй период репрессий охватил Мангистау с 1937 года. К первому периоду относится восстание адайцев под руководством Курмаша Токабая, выразивших протест против политики новой власти, направленной на целенаправленное истребление населения Мангистау. Не было политической подоплеки в восстании мангистаусцев, которое с подачи советской власти вошло в историю СССР под название «банда Курмаша»: люди подняли социальные проблемы, утверждает кандидат исторических наук. Население края, ведшее полукочевой образ жизни, в суровых климатических условиях региона выживало лишь за счет скота. В годы насильственной коллективизации, лишившись последней скотины, люди заведомо были обречены на голодную смерть. Оставшиеся в живых люди, чтобы выжить, вынуждены были искать лучшей доли в чужих краях. К 1933 году Мангистау почти обезлюдел.
Тему репрессий на Мангистау, многие страницы истории которого написаны кровью, продолжил и Мурат Жетекбай, внук Олжабая Жетекбая, также несправедливо объявленного «врагом» народа.
Особо хотелось бы остановиться на выступлении актрис областного музыкально-драматического театра им. Н. Жантурина, которые в своей театральной постановке непревзойденно передали безнадежную тоску и отчаяние несчастных узниц снискавшего печальную славу Акмолинского лагеря жён изменников Родины (АЛЖИРа) – одного из самых крупных советских женских лагерей тоталитарной системы. Здесь в нечеловеческих условиях в годы репрессий содержались около 18 тысяч женщин разных национальностей, которым выпала тяжкая участь жен, сестер, матерей так называемых изменников и врагов Родины. Актрисы сыграли настолько трогательно, что практически никто из участников форума не мог сдержать слез. В основу сюжета постановки легли подлинные события из жизни узниц АЛЖИРа. Однажды, не найдя другого способа, как можно помочь этим несчастным женщинам – в противном случае сами могли бы оказаться по ту сторону колючей ограды, местные казахи вместе с детьми закидали их мелкими камнями, которые, как сообщили в бараках казашки-узницы, оказались кусочками высушенного соленого творога – курта. Рискуя собственной жизнью и жизнью своих детей сердобольные казахи, сами испытавшие на себе голод и лишения, делились с узницами последней едой, оставляя им под кустами кусочки вареного мяса, толокно, лепешки, и каждый раз «атаковали» их куртом, чтобы не вызывать подозрений у надзирателей.
Благодарность к казахскому народу, рассказывали после бывшие узницы лагеря, они пронесли через всю жизнь. «Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения», – спустя годы признавались они, благодарные казахскому народу. А воспоминания немки Гертруды Платайс легли в основу стихотворения «Курт – драгоценный камень».
Отметили участники форума и сольное выступление Ислама Музаева, члена ЭКО чеченцев и ингушей «Вайнах», который душевно исполнил свою песню-посвящение казахскому народу, проявившему участие к депортированным чеченцам в военное лихолетье. Задушевные слова песни, которую Ислам озаглавил «Спасибо степному казаху», трогали до глубины души: «Разве можно забыть запах теплого хлеба, как в далекой стране под одним мы жили небом, по одной мы ходили земле? Пусть вайнах поведает об этом внукам. И если вдруг постучится беда к вам, мы протянем вам верную руку». Дай Всевышний, чтобы беды обходили нас всех стороной.
Затем все участники форума поехали к памятнику видному государственному деятелю и славному сыну Мангистау Жалау Мынбаеву, где состоялась церемония возложения цветов. Выходец из наших краев, сын бедняка-шаруа Жалау Мынбаев стал первым руководителем КазЦИК, верой и правдой служа новой власти. Но в годы репрессий, как и многие верные сыновья Родины, он одним из первых был принесен на плаху красного террора.
Р/S: Потребовалось более 70 лет, чтобы вернуть честное имя безвинным жертвам чудовищных репрессий. О массовых репрессиях тех лет написано немало книг, изданы воспоминания людей, прошедших через ад лагерей. Но до сих пор исследователи называют все новые и новые имена... Значит, эта страница истории еще не закрыта.