В Мангистауском энергетическом колледже прошел круглый стол, в котором приняли участие заведующая секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Мангистауской области Гульжан Исмурзина, руководители и представители ЭКО. Неудивительно, что мероприятие, проводимое накануне Дня памяти жертв политических репрессий Актауским филиалом РОО «Ассоциация корейцев Казахстана» совместно с этнокультурными объединениями области и студентами колледжа, было названо емко и впечатляюще – «Живая память прошлого и настоящее – сегодня»: главными гостями встречи были живые свидетели и потомки депортированных в 1937 году корейцев, а также чеченцев и немцев – в годы войны. Те, кто на себе испытал тяготы и лишения насильственного переселения из родных мест, кто долгие годы незаслуженно носил на себе клеймо «врага» народа. Свидетели ужасов сталинского геноцида против собственного народа. Люди, повидавшие такое, от чего леденеет сердце.
– Это особая и печальная страница в летописи истории как корейского народа, так и нашего Казахстана, не по своей вине ставшего местом огромной сталинской тюрьмы для народов СССР, – сказала Раиса Маденова-Хван, председатель Актауского филиала РОО «Ассоциация корейцев Казахстана», открывая встречу двух поколений.
– Наше общество, и особенно подрастающее поколение, должно знать правду о далеких годах политических репрессий и судьбах людей, прошедших через тяжелые испытания. Память о тех страшных годах должна быть сохранена для потомков, чтобы страшная трагедия той далекой поры больше никогда не повторилась. Мы должны ценить настоящее, помнить и не забывать свое прошлое, свою историю, какой бы она ни была. Если народ един в своих устремлениях, если в обществе есть взаимопонимание, конечно, будет и мир и согласие, – подчеркнула она, обращаясь к собравшимся. Раиса Ивановна знает о депортации не понаслышке: она сама выросла в семье депортированных. Казахстан стал ей Родиной, здесь она нашла свою судьбу, полюбив и выйдя замуж за казаха, здесь родились и выросли ее дети, внуки.
Уважение и сочувствие к старшим и, в частности, к людям, на себе испытавшим горести и тяготы репрессий, должно воспитываться в семье, в учебных заведениях, справедливо утверждает Р.И. Маденова. Педагоги должны помочь подрастающему поколению понять трагедию соотечественников, проводить работу по увековечению памяти жертв политических репрессий. Участие детей в общественной жизни способствует воспитанию патриотов своего Отечества, формированию их активной гражданской позиции, уверена она. В Мангистауском энергетическом колледже, где работает Раиса Ивановна, в этом нет недостатка. Вот уже седьмой год подряд она совместно со своими коллегами и студентами проводит мероприятия, посвященные памяти жертв политических репрессий. И в этот раз гостями у студентов стали старейшие представители корейской диаспоры, живые свидетели тех страшных событий. Это – Анна Лагай, Галина Ким, Эхман и Александра Ким, Давид Ян, Валерий Цой, Анисия Ким, Жанна и Юрий Хван, Тамара Лигай-Сидорова. Всем им уже далеко за семьдесят. Иные разменяли восьмой десяток лет, но в памяти каждого из них все еще живы страшные картины тех далеких грозовых лет.
Дальневосточные корейцы были первыми из народов Советского Союза, испытавшими на себе депортацию, затем последовали десятки других: немцы, русские, курды, крымские татары, поляки, чеченцы, балкарцы. Местное население с присущим ему степным гостеприимством без отчуждения и вражды приняло людей, которых тоталитарный режим хотел представить как врагов народа. Более того, помогало обустраиваться, делилось последним. Со временем, в условиях независимого Казахстана, мирное, толерантное сосуществование народов в общем географическом пространстве переросло в элемент государственной политики, заложивший начало формированию политической нации – казахстанцев, которым повезло с мудрым и дальновидным политиком – Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, что особо отметила на встрече в колледже руководитель русского землячества Зинаида Лихоманова.
Анисии Ким было всего два года, когда семью из Дальнего Востока вывезли в неизвестность, даже не объяснив – за что и куда.
– Что нам инкриминировали? «Враг народа», «предатель родины» – по национальному признаку. В Приморском краю жило много переселенцев из Кореи, перебравшихся туда еще в 1876 году, после заключения корейско-японского договора и русско-японской войны 1905 года. Мои предки в Россию прибыли одними из первых, а я уже родилась в советскую эпоху. В 1937-м из Дальнего Востока вывезли всех корейцев. Везли нас три месяца, в теплушках, предназначенных для перевозки скота. Умерших в пути от голода, болезней и холода просто-напросто скидывали в пустынных, безлюдных полустанках, – не без слез вспоминала Анисия Максимовна.
Высадили депортированных зимой в голой степи, на территории нынешней Кызылординской области, где, по мнению властей, они не смогли бы выжить. Но они выжили наперекор всему и в первую очередь, как рассказывали приглашенные на встречу с молодежью аксакалы мангистауской диаспоры корейцев, благодаря участию, помощи и поддержки местных казахов, которые на себе испытали голод и все ужасы репрессий. Несмотря на трудности, выпавшие на долю народа, они с состраданием отнеслись к тем, кто был выслан из родных мест и сослан в Казахстан. Делились с ними последним куском хлеба. Тяжелую долю депортированных помнит и Эхман Ким.
– Прошло столько лет, но в памяти до сих пор сохранились все события той поры. Нас всех посадили в вонючий трюм, в котором обычно хранят рыбу, и повезли во Владивосток. Оттуда на теплушках вывезли в степь и оставили умирать на снегу во время бурана. Чтобы выжить в нечеловеческих условиях, люди рыли землянки, окапывались в снегу, ели корни деревьев. У нас, детей, не было детства, – вспоминал он. Свой рассказ о тяжелой доле депортированных корейцев он завершил словами благодарности казахам, протянувшим им руку помощи в тяжелое время.
Казахский народ сполна разделил горькую участь и незавидную судьбу репрессированных народов. В годы кровавого террора он сам потерял десятки тысяч своих лучших сыновей и дочерей, верно служивших Отчизне. Только за 1937-1938 годы в республике незаконно были осуждены более 100 тысяч человек, около 25 тысяч расстреляны без суда и следствия. Многие казашки разделили участь несчастных жен так называемых «врагов» народа, отбывая годы заключения с представительницами 63-х национальностей в одном из самых крупных женских лагерей сталинского режима – АЛЖИРе – Акмолинском лагере жен изменников Родины. Здесь безжалостный маховик кровавых репрессий перемолол судьбы более семнадцати тысяч женщин, вся вина которых заключалась лишь в том, что они были женами «врагов» народа; за то, что они не предали своих мужей, незаконно осужденных, расстрелянных. В системе архипелага ГУЛаг (лагерей, раскинувшихся по всему СССР) АЛЖИР был одним из эпицентров ада на земле.
Ныне на месте лагеря под Астаной открыт музей снискавшего печальную славу АЛЖИРа. На территории бывшего лагеря воздвигнут памятник – изможденная женщина, задумчиво всматривающаяся вдаль, символизируя собой дух борьбы и надежды. У входа возвышается монумент «Арка скорби». На мраморных плитах бесконечными рядами высечены имена узниц, которым выпала тяжкая участь жен «изменников» Родины. Сохранились фрагменты колючей проволоки и наблюдательная вышка – как живое напоминание о тех далеких и страшных временах.
Андрей Тен – участник круглого стола – весной этого года побывал в музее, который он посетил вместе с мангистаускими делегатами после инаугурации Президента Н.А. Назарбаева. Андрей не скрывал своих эмоций и впечатлений от посещения АЛЖИРа. Он продемонстрировал фотографии и видеосюжеты, сделанные им в музее.
Отрадно, что и молодежь проявляет живой интерес к истории страны. Так, тема депортации народов бывшего Союза в нашу республику и политических репрессий в Казахстане не оставила безучастными студентов первого курса колледжа Нурлыбека Мынжанова и Гулданы Мангутаевой.
Рефреном в общей теме прозвучали и выступления преподавателей колледжа – Марата Бабасова (доклад «Война против своего народа») и Ильсии Суфияновой («Правда о ГУЛаге»). Как не войной против собственного народа назвать сталинский геноцид, когда истреблялись лучшие сыны и дочери – деятели культуры, науки, поэты, писатели, врачи – лучшие представители интеллигенции. Обвиняемые «в измене» расстреливались без суда и следствия – лишь по приговорам так называемых «двоек», «троек» (когда суд вершили два-три сотрудника НКВД). Только в нашей республике репрессии унесли жизни двух миллионов казахстанцев, еще один миллион казахов вынужден был оставить родные края и искать прибежища за пределами страны в поисках лучшей доли. В Казахстане репрессиям подвергся каждый пятый житель республики.
Анна Лагай – одна из участниц круглого стола, вспоминала, как семью родителей с крошкой-дочуркой на руках в одночасье вместе с другими корейскими семьями спецэшелоном вывезли из Приморского края в Казахстан.
– Родители рассказывали, что все семьи теряли своих детей, а то и двух-трёх. У нас, корейцев, тогда все семьи были многодетными. В пути были диверсии, крушения – уничтожали нас, корейцев, как могли. Специально. На каждом полустанке кого-то хоронили – родителей, детей, стариков. Люди умирали десятками. История это тяжёлая, тёмная и очень грустная, – воспоминания давались Анне Григорьевне нелегко. – Казахстан стал для всех нас Родиной. Мы благодарны казахскому народу, приютившему нас в страшные для корейцев годы лихолетья. Наши родители, объявленные «врагами» народа, работали во благо процветания страны, ставшей для них Родиной. Эстафету служения стране продолжили мы, их дети, а сегодня подхватывают наши внуки и правнуки. Казахстан одним из первых среди стран бывшего СССР стал выплачивать компенсации пострадавшим от сталинского геноцида; в республике, единственной на постсоветском пространстве, открыты театры – корейский, немецкий, уйгурский; работают воскресные школы для детей; действуют этнокультурные центры разных диаспор; выпущен казахско- корейский словарь, отмечали выступавшие.
Как не бывает двух матерей, так не бывает и двух Родин у человека, так и Казахстан стал для нас Родиной, а историю своей страны, народа нужно знать и помнить, чтобы не повторять ошибок прошлого, – сказал М. Чучаев. Магомед родился и вырос в Казахстане, на земле священного Мангистау. И как верно отметил старейший и уважаемый аксакал азербайджанского этнокультурного объединения, Почетный гражданин города Актау Джамиль Габибов, – в того, кто стреляет в прошлое из винтовки, будущее может выстрелить из пушки.