«В 1465 году султаны Керей и Жанибек заложили основы Казахского ханства, мы ведем отсчет истории казахской государственности с этого времени. Возможно, границы у него были несколько другие, не было такой известности в мире как сегодня, и само понятие государства было тогда другим. Но так можно сказать и о других государствах того времени. Самое главное – тогда были заложены основы современной казахской государственности, а мы сегодня являемся продолжателями великих дел наших предков»
(Из выступления Президента РК перед активом города Астаны)
В 2015 году наша страна будет отмечать несколько крупных знаменательных дат – 70-летие Великой Победы, 20-летие Конституции Республики Казахстан, 20-летие образования Ассамблеи народа Казахстана. Этот год войдет в историю нашей республики еще одним значимым событием – в стране впервые торжественно отметят 550-летие образования Казахского ханства. Об источниковедческой базе по вопросу образования казахской государственности мы побеседовали с кандидатом исторических наук, доцентом КГУТИ имени Ш. Есенова Эльвирой АБЛАНОВОЙ.
– Эльвира Амангельдиевна, одним из важнейших вопросов истории Казахстана является вопрос о времени образования казахской государственности. Выступая в конце прошлого года на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан, министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы подчеркнул: «Нами получено заключение казахстанских ученых-историков на основании трудов Мирза Мухаммада Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», что 1465 год можно считать официальной датой создания Казахского ханства». Расскажите, пожалуйста, поподробнее о данном историческом труде.
– Основным и важным письменным источником по вопросу образования Казахского ханства является сочинение Мирзы Мухаммада Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», занимающее важное место среди первоисточников по истории казахского государства. В средневековой мусульманской историографии – это единственное связное изложение предыстории, истории образования, а также ранней истории Казахского ханства. Таким образом, Мирзу Хайдара Дулати можно с полным правом называть первым историком первого казахского государства.
«Рашидова история» («Тарих-и Рашиди») была написана в Кашмире в 1542-1546 годах на персидском языке. Стимулом для создания данного сочинения послужило желание Мирзы Хайдара передать потомству свои уникальные, с его точки зрения, знания. Основное содержание «Тарих-и Рашиди» – история восточной ветви Чагатаидов (потомков второго сына Чингиз-хана, Чагатая, умершего в 1242 году) и внутренняя борьба в улусе, подготовившая возвышение племени дуглат и правление его владетелей в Восточном Туркестане. Являясь основным и единственным в своем роде источником по истории Моголистана второй половины XIV - первой половины XVI века, «Тарих-и Рашиди» содержит уникальный материал и по истории ряда тюркских народов Центральной Азии, а также тибетцев и кашмирцев.
– Какие точки зрения существуют в историографии по вопросу образования Казахского государства?
– Одним из важнейших вопросов истории казахского государства является вопрос о времени его образования. И речь здесь идет не только о конкретной дате его возникновения, но и о первоначальной его территории, этнической базе, степени прочности, устойчивости, было ли это одно государство или несколько разрозненных владений. Необходимо также учитывать, что процесс становления и развития собственно казахской государственности тесно связан с этнической консолидацией казахской народности.
Историографическое изучение истории образования Казахского ханства относится ко второй половине XIX века. Выдающийся востоковед Владимир Вельяминов-Зернов впервые в своем четырехтомном историческом труде «Исследование о Касимовских царях и царевичах» обратился к истории Казахстана XV-XVI вв., опираясь на надежную базу первоисточников.
В XX веке эту тему исследовали В. Бартольд, М. Вяткин, П.Иванов, М. Тынышпаев, C.Асфендияров, Б. Ахметов, С. Ибрагимов. А с 70-х годов прошлого века данному вопросу уделили внимание В.Юдин, Т. Султанов, К. Пищулина, М. Абусеитова. Таким образом, в историографии существует несколько точек зрения по вопросу образования Казахского ханства. Например, С.Ибрагимов отнес время образования самостоятельного казахского государства к 30-40-ым годам XVI века. Б.Ахметов считал, что Казахское ханство образовалось в 80-90-ые годы XV века, когда все более реально обозначились процессы разделения населения Восточного Дешт-и Кыпчака и миграции части кочевых узбеков этого региона в Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи). Т.Султанов отнес образование Казахского ханства к началу 70-х годов XV века. Посвятив этой проблеме несколько своих работ, он остановился на дате 1470-1471 гг. (875 год хиджры) и связал это событие с положением в Восточном Дешт-и-Кыпчаке. Автор акцентирует внимание на смене династий в степной части Казахстана, в Узбекском улусе после смерти хана Абу-л-Хайра: вместо династии Шибанидов (потомков Джучи, первого сына Чингиз-хана) к власти приходит династия казахских ханов из потомков Тука-Тимура (сына Джучи).
– Какие события предшествовали образованию Казахского ханства?
– Как считает выдающийся историк-востоковед Т.Султанов, история складывается непредсказуемо: порою громкое событие, будоражившее общества, может скоро забыться и стать рядовым фактом прошлого, а порою, наоборот, самое ординарное событие, самое обыденное явление может при стечении обстоятельств иметь поразительные последствия в жизни страны и судьбе ее населения. Так случилось и с историей образования Казахского ханства. В 20-ых годах XV столетия в Восточном Дешт-и-Кыпчаке повсюду лютовала война. В одном из сражений, имевшем место в 1428 году, погиб хан Великой Степи Барак-оглан, внук Урус-хана, потомка Орда-Ежена, старшего сына Джучи. В том же, 1428 году, в Восточном Дешт-и Кипчака воцарился юный султан Абу-л-Хайр, потомок Шибана, другого сына Джучи. За годы сорокалетнего правления Абу-л-Хайр-хана произошли тысячи больших и малых событий. Среди них, в частности, откочевка группы подвластных ему племен, недовольных ханской властью, за пределы его государства. Ни хан Абу-л-Хайр, ни султаны, покинувшие его улус с подвластными им племенами и родами, никто не мог тогда предвидеть, что это ординарное в жизни кочевого общества событие будет иметь решающее значение для всей дальнейшей судьбы их страны. Собственно говоря, с этой откочевки началась новая глава в истории нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого топонима Казахстан – один из результатов этого шага.
В 864 году хиджры (октябрь 1459 г. - сентябрь 1460 г.), по словам Шади, автора «Фатх-наме», в семье 47-летнего правителя Восточного Дешт-и Кыпчака Абу-л-Хайр-хана случилось большое горе: умер его старший сын, наследник престола, Шах-Будаг-султан. По всей вероятности, молодой Шах-Будаг погиб в одном из сражений, защищая трон своего отца. Тогда Шибаниду Абу-л-Хайр-хану удалось разгромить своих внутренних врагов. Очевидно, мстя за смерть своего любимого первенца, он перебил «ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и-Кыпчак и рассеял то общество в разных краях», говорится в данном источнике. В числе политических противников Абу-л-Хайр-хана, по счастливой случайности оставшихся в живых, были, в частности, султаны Жанибек и Керей – потомки Урус-хана, представители другой ветви джучидов Дешт-и-Кыпчака. Перед ними встал вопрос: что делать? Искать убежища у соседей? Так поступали тогда многие. Или же оставаться в улусе и ждать своей участи? Условия времени требовали быстрых и решительных действий. После жарких споров и глубоких раздумий Керей и Жанибек нашли целесообразным покинуть государство Абул-Хайр-хана.
– В 2015 году исполнится 550 лет со времени образования первого Казахского государства – Казахского ханства. Как закладывался его фундамент? Какова политическая и общественная значимость этого события?
– В 864 году хиджры (1459-1460гг.) Керей и Жанибек с группой племен, которые их признавали, покинули государство Абу-л-Хайр-хана и направились в соседнюю страну – Моголистан. Тогда будущие первые казахские ханы еще не знали ни того, как сложатся их отношения с предводителями соседей-моголов, ни всех трудностей жизни в чужих владениях, ни своего славного будущего. Тогда было очень трудно представить себе, что всего через несколько лет они вновь вернутся на свои земли и станут основателями нового государства в Восточном Дешт-и- Кыпчаке – Казахского ханства.
Они прибыли в Семиречье, которое в то время принадлежало Чагатаидам (потомкам Чагатая, второго сына Чингиз-хана) и составляло основную часть территории Моголистана. Верховным правителем моголов в те годы был хан Есен-Буга. Он благосклонно и с почестями принял чингизидов Керея, Жанибека и других султанов из рода Джучи и предоставил им западную часть Моголистана, известную как Чу и Козы-Баши. Именно сюда перемещалась на протяжении десятилетия казахские рода из Восточного Дешт-и- Кыпчака. В Жетысу (Семиречье) в основном сложился казахский Старший жуз, фактический уже вышедший из-под власти ханов Моголистана. После смерти в1462 году упомянутого выше хана Есен-Буги в Жетысу не было реальных сил, способных противодействовать казахским правителям. Его брат Юнус-хан был в то время в Ташкенте. В этих условиях обособление нового политического образования – Казахского ханства – на этой территории было вполне осуществимым и объяснимым явлением.
В 870 году хиджры (1465-1466 гг.) на территории нынешнего Казахстана появилась новое государственное образование, которое возглавили Керей и Жанибек. Та часть кочевников Великой Степи (Дешт-и-Кыпчака), которая примкнула к ним, носила название «казахи». Сложилась новая ветвь чингизидской династии – казахские ханы, правившие более трехсот пятидесяти лет вновь образовавшейся этнополитической общностью – казахским народом.
С этого времени, по мнению большинства историков, Казахское ханство, основанное ханом Кереем и его соправителем Жанибеком, становится самостоятельным субъектом межгосударственных отношений на евразийском континенте.
– Спасибо за интересную беседу.