В Послании Главы государства народу Казахстана «Нұрлы жол– путь в будущее» поставлены масштабные задачи по инфраструктурному развитию страны – обеспечение занятости населения, строительство доступного жилья, дальнейшая индустриализация страны, развитие сельского хозяйства, энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры.
Особое внимание в Послании уделено развитию морской инфраструктуры в Мангистауской области, отмечена необходимость повышения экспортного потенциала в западном направлении через порты Актау, Курык и Баутино.
Мангистауская область – один из динамично развивающихся регионов Казахстана и исторически всегда была центром инновационных технологий. Валовой региональный продукт на душу населения здесь один из самых высоких в Казахстане, в регионе успешно реализуются прорывные макропроекты, в модернизацию экономики вложены колоссальные объемы инвестиций, причем немалую долю составляют отечественные капиталовложения.
Международные рейтинговые агентства оценивают наш регион как один из стабильных, отмечая благоприятный инвестиционный климат в области.
В географическом положении и ресурсном потенциале Мангистау изначально заложены конкурентные предпосылки. Область расположена в юго-западной части Республики Казахстан, граничит на северо-востоке с Атырауской и Актюбинской областями, на западе – по морю – с Российской Федерацией, Азербайджаном и Ираном, на юге — с Туркменией и на востоке — с Узбекистаном. Основными видами полезных ископаемых в области являются нефть и газ. Недры области также богаты запасами фосфорита, угля, марганца, различных солей, ракушечника, минеральных вод.
В Послании Президента транспортно-логистические возможности Мангистау выходят на одно из первых по важности мест. Уже сейчас область пронизана международными транспортными коридорами. Открыт прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу. Через морские порты открыта дорога в Европу. Вводятся новые автомобильные артерии.
В условиях глобализации и высокой динамики социально-политических процессов социально-экономическое развитие региона является стратегически важным вопросом. Не исключается возможность, что на транспортно-логистических услугах можно будет получать прибыль больше, чем от операций с углеводородами.
Главой нашего государства поставлена цель, чтобы Казахстан стал инновационной страной, что, в свою очередь, означает постепенную смену экономического профиля на несырьевой сектор, создание ориентированных на экспорт конкурентоспособных производств с применением высоких технологий и новейших достижений с высокой добавленной стоимостью.
В Послании озвучена схема расширения логистического присутствия Казахстана на Каспии. Из-за своего выгодного географического расположения Казахстан, как и во времена Великого Шелкового пути, продолжает обеспечивать транспортные коридоры с севера на юг и с запада на восток, тем самым связывая перспективные регионы для развития торговых отношений. Порт Актау является основной частью транспортных коридоров Европа–Азия, проходящих через Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго-Дон и Беломоро-Балтийский канал, а также в направлении Ирана. Задействован маршрут проекта ТРАСЕКА, проходящий через порты Актау – Баку (Азербайджан) – Поти (Грузия).
В настоящее время реализуется проект по развертыванию порта Актау в северном направлении. В связи с чем, увеличатся ежегодные объемы перевалки нефтеналивных и сухих грузов. В целом годовой объем перевалки грузов вырастет до 19,5 миллиона тонн в год за счет строительства зернового терминала мощностью 1,5 миллиона тонн в год, а также двух терминалов для генеральных грузов и контейнеров мощностью 1,5 миллиона тонн в год.
Развивается инфраструктура и других казахстанских портов, значение которых как морских ворот страны будет только расти.
Порт Баутино определен как порт сервисных услуг для баз поддержки морских нефтяных операций.
Большое развитие получает порт Курык, где глубина моря у берега позволяет принимать танкеры большим водоизмещением. Здесь планируется построить паромную переправу, которая обеспечит перевалку не только нефтеналивных, но и основных наших видов экспортоориентированных и транзитных грузов. В планах – строительство судостроительного и судоремонтного заводов, судоверфи, нефтяного терминала, нефтегазовых заводов и нефтехимических предприятий.
Мангистауский регион является важным транспортно-логистическим узлом для развития экспортно-транзитного потенциала страны. В стране создаются новые логистические цепочки перевозки грузов в направлениях Китай — Европа, Китай – страны Персидского региона, Китай – Иран, которые требуют развития транспортной инфраструктуры Прикаспийского региона. На сегодняшний день странами Каспийского бассейна ведется активная работа по развитию собственной портовой инфраструктуры и увеличению флота. До 2020 года все страны Каспийского региона планируют увеличить мощности своих портов в среднем в два раза.
Государство уделяет особое внимание развитию инфраструктуры портов Каспийского моря, транскаспийского маршрута, транспортного узла Мангистауской области.
Казахстан, как грузообразующая страна, принимает своевременные шаги по развитию транспортной инфраструктуры. Так, для обеспечения морских перевозок по принципу «свой груз – свой флот» развивается казахстанский сухогрузный флот с доведением его доли на рынке шиппинговых услуг до 30% к 2020 году.
Реализация проектов позволяет создать необходимую инфраструктуру для обеспечения транспортной логистики региона с целью выхода через морские порты на внешние рынки.
Существенную роль в системе транспортных коридоров представляет развитие стратегических направлений. По прогнозам специалистов поток в направлении Европа – Азия - Европа будет сконцентрирован на трансокеанском маршруте. Основные грузоотправители сосредоточатся на отправке морем. В свою очередь развитие морских портов Казахстана открывает колоссальные перспективы для привлечения новых грузопотоков из Европы транзитом через Азербайджан и Грузию, из ОАЭ транзитом через Иран, а также грузов, транспортируемых из Китая и Юго-Восточной Азии транзитом через РК в страны Европы.
Новые железные магистрали Хромтау–Алтынсарино, Жезказган–Бейнеу напрямую сориентированы на то, чтобы везти грузы из Китая и даже из района Тихого океана. Через территорию Туркмении и Ирана открыт выход на Персидский залив.
Большие шансы для развития по пути следования железной дороги предоставлены малому и среднему бизнесу, роль которого определена как драйвера экономического роста Казахстана.
Держать руку на пульсе тенденций и потребностей – основная цель постоянного диалога государства с бизнесом, что обеспечивает возможность оценивать эффективность и своевременность принимаемых решений на благо страны.
Департамент государственных доходов
по Мангистауской области