Казалось бы, законодательство о госзакупках совсем еще молодое, но уже достаточно полное и содержательное. Последнее время вопросам государственных закупок посвящается много публикаций в средствах массовой информации, участники госзакупок могут получить ответы на многие интересующие вопросы на интернет-ресурсах Министерства финансов РК. Однако как выяснилось, на сегодняшний день не все предприниматели, участвующие в государственных закупках, четко понимают действие законодательства в этой сфере. Разъяснить закон мы попросили Ернара Турсынкулова, судью специализированного межрайонного экономического суда.
Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» регулирует общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок. А также, предусматривает определенные последствия для поставщиков, либо потенциальных поставщиков допустивших нарушение закона.
– Так, в соответствии с требованиями указанного закона, потенциальные поставщики или поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок, – пояснил судья.
Кроме того, он сообщил, что одним из оснований включения в реестр недобросовестных участников государственных закупок, является уклонение от заключения договора о государственных закупках потенциальным поставщиком, определенным победителем. Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.
По его словам, в ходе рассмотрения гражданских дел данной категории, возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать участникам государственных закупок.
– К примеру, в соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона РК «О государственных закупках» заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений подписывает и направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, проект договора о государственных закупках. Проект договора о государственных закупках должен быть подписан потенциальным поставщиком в течение семи рабочих дней со дня представления ему организатором государственных закупок подписанного проекта договора о государственных закупках. При предъявлении иска о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок на основании уклонения от заключения договора о госзакупках заказчик, в соответствии со статьями 65, 66 Гражданско-правового кодекса, должен представить доказательства надлежащего направления им проекта договора (например, почтовое уведомление о доставке проектов договора, расписка поставщика о получении нарочно), либо указать причины неисполнения. Невыполнение заказчиком возложенной на него обязанности по направлению проекта договора о государственных закупках является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора, – рассказал Ернар Турсынкулов.
Он привел еще один пример. Представители госучреждения «М» обратились в суд и иском к ИП «А» о признании ответчика недобросовестным участником государственных закупок ввиду его уклонения от подписания договора. В ходе судебного заседания было установлено, что 9 июля 2014 года решением об утверждении итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений победителем признан ответчик.
Из пояснений представителя истца следует, что в соответствии с требованиями законодательства в адрес ответчика был направлен проект договора о государственных закупках, однако ИП «А» уклоняется от подписания договора. На основании чего просит суд удовлетворить иск и признать ответчика недобросовестным участником госзакупок.
Однако представитель истца не представил суду доказательства надлежащего направления им проекта договора как почтовое уведомление о доставке документов, либо расписки поставщика о получении нарочно.
В свою очередь, ответчик суду пояснил, что от истца какой-либо договор не получал, соответственно от подписания договора не уклонялся.
По результатам рассмотрения данного гражданского дела судом 20 сентября текущего года принято решение об отказе в удовлетворении иска госучреждению «М».
– Между тем, необходимо отметить, что направление потенциальному поставщику проекта договора не обязательно в случае поступления до истечения сроков направления заказчиком данного документа, письменного отказа поставщика от заключения договора независимо от причин отказа, либо предложения поставщика о внесении изменений в существенные условия договора. Вместе с тем, следует учесть, что согласно п.4 ст.11 Закона РК «О государственных закупках», заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании таковых недобросовестными участниками государственных закупок. Из данных норм следует, что закон налагает обязанность на заказчика в случае обнаружения факта нарушения поставщиком законодательства обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Таким образом, истечение указанных сроков является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок, – пояснил Ернар Турсынкулов.
Как он отметил, указанные случаи пропуска сроков подачи иска со стороны истцов в судебной практике встречаются крайне часто. Ввиду того, что пропуск сроков является нарушением закона, судом выносятся частные определения в целях недопущения впредь подобных нарушений.
Кроме того, из подпункта 1 пункта 10 статьи 31 Закона РК «О госзакупках» следует, что в случае уклонения победителя от заключения договора заказчик вправе заключить договор о государственных закупках: с потенциальным поставщиком, предложившим такое же ценовое предложение, что и победитель; при отсутствии такого потенциального поставщика – с потенциальным поставщиком, ценовое предложение которого является наименьшим после цены победителя, уклонившегося от заключения договора о государственных закупках.
Указанные потенциальные поставщики не являются победителями государственных закупок и в случае их уклонения от заключения договора, не признаются недобросовестными участниками государственных закупок.
– Приведу еще один пример. Представители госучреждения «Б» обратились в суд и иском к ТОО «Н» о признании ответчика недобросовестным участником государственных закупок ввиду его уклонения от подписания договора. В ходе судебного заседания было установлено, что 25 июня текущего года решением об утверждении итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений победителем признан не ответчик, а ИП «С». Из пояснений представителя истца следует, что в связи с уклонением победителя ИП «С» от подписания договора, в адрес ответчика ТОО «Н», являющегося потенциальным поставщиком, ценовое предложение которого является наименьшим после цены победителя, был направлен проект договора о государственных закупках. Однако ответчик уклонился от подписания договора. На основании изложенного он просит суд признать ответчика недобросовестным участником госзакупок. По результатам рассмотрения данного гражданского дела учитывая то, что ответчик не является победителем государственных закупок и его уклонение от подписания договора нельзя расценивать как недобросовестные действия, судом 14 августа принято решение об отказе в удовлетворении иска ГУ «Б», – рассказал Ернар Турсынкулов.
Судья межрайонного специализированного экономического суда отметил, что законодательство о государственных закупках достаточно емкое и доступное как для заказчиков, так и для поставщиков. Соблюдение его – залог успеха и процветания экономики нашей страны, достижения целей и задач государственных закупок.