В Мангистауском областном историко-краеведческом музее в рамках проекта «Обменные выставки» состоялась торжественная церемония открытия выставки «Ертіс оңірінің өнер тарландары», на которой представлены уникальные экспонаты из фондов и экспозиции Павлодарского областного музея литературы и искусства имени Бухар-жырау.
Павлодарский областной музей литературы и искусства имени Бухар-жырау, являющийся единственным и потому уникальным в Казахстане региональным музеем литературы и искусства, за 22 года своего функционирования собрал в своих фондах более 49 тысяч экспонатов.
В рамках проекта «Обменные выставки» сотрудники Павлодарского музея продемонстрировали редчайшие экспонаты из своих фондов в музеях Семея и Усть-Каменогорска. На западе Казахстана уникальные экспонаты демонстрируются впервые.
– Мы привезли экспонаты, касающиеся жизни и творчества шести вошедших в историю казахского народа личностей – Бухар-жырау, Машхура Жусупа Копеева, Жусипбека Аймауытова, Исы Байзакова, Шакена Айманова, Кабдыкарима Идрисова, чтобы жители Мангистауской области смогли ознакомиться и побольше узнать об этих выдающихся деятелях. К тому же, музейные работники должны работать не только в рамках своего региона, а знать культуру и историю Казахстана в целом, – отметила заместитель директора Павлодарского областного музея литературы и искусства имени Бухар-жырау Магзия Жунусова.
На выставке «Ертіс оңірінің өнер тарландары» представлены экспонаты, касающиеся одной из самых загадочных личностей начала ХХ века – мыслителя, историка, этнографа, поэта, философаМашхура Жусупа Копеева: переметная сумка – коржын, чайник, зубочистка, книги, его записи и дорожный Коран, с которым он не расставался.
– За год до своей смерти, в 1930 году, Машхур Жусуп Копеев построил небольшой мазар, где согласно его воле, должно было покоиться его тело. Он знал, что его тело не будет подвергнуто тлению. Умирает он в 1931 году и до сентября 1952 года его тело действительно остается нетленным, будучи незахороненным в подземной комнате мазара, – рассказывает М.Жунусова. – Мы не случайно привезли экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью великого мыслителя на священнную мангистаускую землю. Дело в том, что в сентябре 1952 года вышла разгромная статья по деятельности Центрального Комитета Компартии Казахстана, в которой говорилось о том, что в некоторых областях нашей республики места погребения людей используются в целях религиозного одурманивания народа. Речь, на наш взгляд, шла не только о мазаре Машхура Жусупа Копеева, но и о подземной мечети Бекет ата. Надо отдать должное мангистаускому региону: у людей хватило мужества и сил отстоять мечеть великого святого. К сожалению, в нашей, Павлодарской, области мазар Машхура Жусупа Копеева был полностью снесен, даже надгробный камень не разрешили поставить и только спустя десятилетия, в 1978 году его потомками был возведен мавзолей из белого силикатного кирпича, – рассказывает Магзия Каирбековна.
По мнению сотрудников Павлодарского музея литературы и искусства, очень удачно расположены экспонаты, переданные в дар музею родственниками великого кинорежиссера, основоположника казахского киноискусства Шакена Айманова. Это и знаменитая, узнаваемая и взрослыми посетителями и детьми, шапка – борик, в которой Шакен Айманов сыграл Алдар Косе; а также дубленка, в которой Шакен Кенжетаевич был в день своей трагической гибели.
–То, что данные экспонаты нашей выставки расположены рядом с залом творчества Абиша Кекильбаева, на наш взгляд, очень символично, и здесь налицо некая незримая духовная связь между этими двумя личностями поистине планетарного масштаба. Ведь, как известно, одна из великолепных ролей, которую сыграл Шакен Кенжетаевич, была роль Отелло по одноименной пьесе У.Шекспира, гениально переведенная на казахский язык Абишем Кекильбаевым, – подчеркивает Магзия Жунусова.
Экспонаты, связанные с жизнью и творчеством классика казахской литературы, яркого представителя казахской драмы Жусипбека Аймауытова, вызвали у посетителей выставки огромный интерес. Как известно, еще при жизни Ж.Аймауытова были изданы его 15 произведений. Но после его расстрела в 1931 году произведения были уничтожены, а хранение его книг дома на тот момент было равносильно подписанию себе смертного приговора, объявлению себя врагом народа.
–Когда мы уже считали, что все прижизненные издания Жусипбека Аймауытова безвозвратно утеряны, спустя десятилетия, оказалось, что у потомков Карткожа Тогамбаева – прототипа главного героя произведения Ж. Аймауытова «Карткожа», сохранилось прижизненное издание данной книги. И после длительной переписки это издание 1926 года попало в фонды нашего музея, – говорит Магзия Жунусова.
Помимо прижизненного издания книги «Карткожа» на выставке представлены также личные вещи Жусипбека Аймауытова – пресс-папье, линейки для разрезания бумаги, изготовленнные самим писателем, карманные часы, а также ковер бухарских мастеров, висевший у изгоовья его кровати.
В течение нескольких дней жители Мангистауской области и областного центра получат уникальную возможность соприкоснуться с бесценными реликвиями прошедшей эпохи. Согласитесь, не каждый музей обладает такими раритетными изданиями, предметами личного пользования великих казахских поэтов, композиторов, мыслителей-философов начала ХХ века, тех людей, которые составляли цвет казахской нации. Уже от осознания того, что они принадлежали Машхуру Жусупу Копееву, Жусипбеку Аймауытову, Исе Байзакову, Шакену Айманову, Кабдыкариму Идрисову, захватывает дух. И еще раз вспоминаешь слова нашего земляка, писателя Абиша Кекильбаева о том, что великая казахская степь никогда не была скупа к своему народу и всегда дарила миру незаурядных личностей.