«Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями.
Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной.
Позаботиться об этих людях – наш долг перед собой и обществом»
(Из послания Президента страны народу Казахстана)
В Мангистау остро стоят проблемы социально-уязвимых слоев населения. Часть из них была озвучена шестнадцатого октября в управлении координации занятости и социальных программ Мангистауской области, где прошла встреча инвалидов с представителями уполномоченных органов, взаимодействующих с лицами данной категории.
Как выяснилось, на сегодняшний день не все структуры осведомлены о том, с какими проблемами сталкиваются инвалиды. Поэтому, как подчеркнул директор общественного фонда «Центр правовой поддержки «Алас» Владислав Трифонов, необходимо уделить данному вопросу пристальное внимание и оказать всемерную правовую поддержку инвалидам.
– Сегодня принят ряд законодательных актов для социальной защиты уязвимых слоев населения, конечно, не все они находят отражение непосредственно в жизненных ситуациях, – говорит Владислав Трифонов. – Одной из задач сегодня является проведение встречи с инвалидами для того, чтобы из первых уст узнавать о том, с какими проблемами они сталкиваются сегодня. Такие встречи нужны, чтобы инвалиды знали о своих законных правах и могли защитить свои интересы. Все проблемы, с которыми обращаются люди, будут взяты под контроль для их дальнейшего решения, – пообещал он.
Проблемы автоперевозок
Первый вопрос касался общественного транспорта. Как рассказали присутствующие, на прошлогодней встрече с жителями аким города Актау Едил Жанбыршин пообещал, что с апреля текущего года будут функционировать шесть новых маршрутов, но на сегодня обещание не исполнено.
– Мы просили охватить все районы города маршрутами, –возмущались инвалиды. – Нужно, например, чтобы автобус из 13 мкр. ходил до 31 мкр. с остановкой возле торгового центра «Байтерек», тяжело добираться в разные концы города.
Также звучали вопросы межрайонной перевозки инвалидов Мунайлинского района. Как сообщила руководитель управления координации занятости и социальных программ Мангистауской области Гульмира Калмуратова, в городах и районах области этот вопрос решен, но о бесплатных межрайонных перевозках необходимо поставить вопрос перед соответствующим управлением.
– Вопрос по маршруту мы поставим перед акиматом города и соответствующими управлениями, – пообещала Г. Калмуратова. – Всех инвалидов Мунайлинского района бесплатным межрайонным проездом обеспечить будет очень сложно. Сегодня мы добились того, что каждый район закупил по одной единице инватакси, чтобы инвалиды пользовались данным транспортом в случаях острой необходимости.
Где ты, индивидуальный помощник?
Вопросы социальной реабилитации инвалидов, как выяснилось, требуют не меньшего внимания.
– Каждый инвалид должен быть обеспечен индивидуальной программой реабилитации, в которую входит индивидуальный помощник для незрячих людей. Однако с тех пор, как городской собес взял на себя функцию заниматься данным вопросом, у меня с помощниками начались проблемы, – рассказывает инвалид по зрению первой группы Елена Толстова. – Я активный человек, много хожу, каждый день посещаю библиотеку для слабовидящих. Зарплата помощника на сегодняшний день составляет 18 тыс. тенге, городской собес устранился от поиска индивидуальных помощников, а найти человека, готового работать за такие деньги я не в силах. За это время я сменила несколько помощников. Сейчас мне предлагают инвалида, который состоит на учете в неврологическом диспансере. Может ли такой человек быть помощником незрячему? Пожалуйста, помогите найти помощника.
Также Елена Толстова сообщила, что инвалидность по зрению она получила в результате глаукомы. Врачи предписали ей капать в глаза арутимол, который, уже полгода находится на перерегистрации, сейчас его можно купить лишь в одной аптеке, заплатив сумму, вдвое превышающую его стоимость. Если прием препарата прекратится, женщина рискует потерять остаточное зрение.
Как выяснилось, оплата труда помощников для незрячих производится как государственным служащим в соответствии со стажем и отработанными часами. Чтобы найти такого человека, необходимо давать специальные объявления. Вопросы взяты на контроль.
Забыли клятву Гиппократа?
Львиная часть проблем и жалоб инвалидов связана с вопросами медицины. Как выяснилось, инвалиды не только недовольны медицинским обслуживанием, но и, порой, бесчеловечным отношением работников данной сферы. Некоторые истории людей с ограниченными возможностями и вовсе вызывают праведный гнев.
– Мне пришлось столкнуться с безответственной работой медиков, – жалуется инвалид по зрению второй группы Аккенже Медеуова. – С 15.30 до 19.40 пришлось просидеть в очереди в поликлинике №1 в 26 микрорайоне. От такого длительного ожидания мне стало плохо. За это время давление подскочило – 220 на 110. Я возмутилась, почему врач так медленно принимает, на что медсестра мне ответила: «Жалуйтесь в облздрав!». Я проработала в системе здравоохранения более 30 лет, но сейчас я очень недовольна тем, как работают медики. В медицинской системе творится бардак!
Другие истории также вызвали возмущение собравшихся.
– Я хотела бы узнать, почему сахарный диабет и проблемы по зрению являются противопоказанием для вынашивания плода и родов. Мои законные права никто не отнимал, даже если моя инвалидность угроза для беременности, я имею право быть матерью, – заявила инвалид по зрению Елена Пронская. – Почему медики меня преследуют? Меня довели до аборта на сроке 13 недель. Я все равно хочу иметь ребенка. Куда можно обратиться в случае, если ситуация повторится?
Как было озвучено, в данной ситуации, медики обязаны ознакомить женщину с возможными последствиями для здоровья из-за беременности. Чтобы помочь Елене, Владислав Трифонов пригласил ее на личный прием.
– Женщины нашего общества, в основном, рожают здоровых детей, – рассказывает председатель ТОО «Актауское общество глухонемых» Калыш Чувакбаева. – Одна из них (имя не указываем из этических соображений – прим. автора) вышла замуж, имея вторую группу инвалидности, забеременела. При постановке на учет к гинекологу столкнулась тем, что ей – инвалиду второй группы не положено рожать. Гинеколог предложила пациентке подменить группу инвалидности со второй на третью и пообещала, что только в этом случае позволит ей рожать. Чтобы ощутить радость материнства женщина была вынуждена отказаться от второй группы инвалидности, в результате чего потеряла очередь на квартиру.
Представители управления здравоохранения от конкретных комментариев отказались, сославшись на неясность нюансов дела, но пообещали разобраться и пригласили женщину на консультацию.
О технических средствах для инвалидов
Немало вопросов вызывает своевременность обеспечения инвалидов жизненно необходимыми средствами. Также люди задавали вопросы по сроку эксплуатации инвалидных колясок.
– По закону инвалидам по слуху должны выделять технические средства, которые мы ждем с прошлого года, а люди из соседних областей их уже получают, – говорит Калыш Чувакбаева.
Гульмира Калмуратова попыталась разъяснить ситуацию.
– Государством определен перечень технических средств, которые предоставляются инвалиду, – пояснила Г.Калмуратова. – В соответствии с индивидуальной программой реабилитации запланировано приобретение пяти видеокомплексов, но нужно понимать, что они необходимы инвалиду, чтобы быть активным и осуществлять общественную деятельность.
Однако Калыш Чувакбаева возразила Гульмире Калмуратовой, указав на то, что в законе ничего про активность инвалидов не указано. Между тем, К.Чувакбаеву обвиняют в том, что она не добивается для инвалидов того, что им так необходимо.
Что касается инвалидных колясок, то данный вопрос управление держит на контроле.
– Если в период эксплуатации инвалидных колясок проблемы случаются из-за заводского брака, то претензии поставщику предъявить можно, – поясняет Г.Калмуратова. – Но зачастую претензии к качеству инвалидных колясок бывают из-за их неправильной эксплуатации. Однако мы ставили данный вопрос перед Министерством здравоохранения и социального развития РК, поскольку у комнатных инвалидных колясок срок эксплуатации составляет семь лет и его нужно сократить.
Присутствующие обращались с просьбой разрешить инвалидам получать бесплатное физиолечение – один курс в год. Гульмира Муратовна пообещала, что данное предложение будет также озвучено в соответствующих инстанциях.
Позаботиться – наш долг
Особого внимания требуют и социальные проблемы инвалидов.
– Я стою в очереди на квартиру с 2008 года. Ситуация такова, что в трехкомнатной квартире живет три семьи – 11 человек из которых один ребенок переболел туберкулезом. По общей очереди я – 876-ая в очереди для инвалидов. Каждый год я собираю документы, но моя очередность почему-то не меняется, помогите узнать, на каком месте я в очереди для инвалидов, – говорит инвалид по зрению второй группы Гульшара Адилова. – Также меня интересует, можно ли организовать выезды в профилактические санатории для инвалидов за пределы области. Хотя, за те годы, что я живу здесь, я даже в местном санатории «Шагала» не лечилась.
– В течение года вы получаете помощь по случаю государственных праздников в размере пяти месячных расчетных показателей. Если всем оплачивать дорогу в санаторий, то выплачивать данное пособие будет невозможно, – говорит Г.Калмуратова. – Санаторий «Шагала» выделяет ограниченное количество мест, поскольку это частная компания. При поддержке областного акимата нам удалось выделить лечение в «Шагале» порядка четырехсот путевок, и начнем отправлять туда людей с конца октября. Поясню, что если в Восточном Казахстане существуют государственные профилактории, то Мангистау похвастать этим не может. Мы официально просили руководство казахстанских санаториев принять участие в тендерах, но заставить сделать это мы не можем. Попасть в санатории республики сложно, потому что они загружены пациентами из своих регионов, и в государственном закупе не участвуют.
В ходе дискуссии было отмечено, что в области существует острая нехватка переводчиков для глухонемых инвалидов. И на сегодняшний день не принимается никаких мер для того, чтобы этих бесценных кадров стало больше. Знакомая всем мангистаусцам Вера Чувакбаева обслуживает только тех, кому назначена индивидуальная программа реабилитации. В результате, придя в собес и лечебное учреждение без сурдопереводчика, инвалиды не могут получить вменяемого ответа на свои вопросы. Вместо этого – недовольные лица и пренебрежительное отношение. В ходе встречи звучали жалобы на грубое обращение и халатное, невнимательное отношение к инвалидам, в особенности это касается лечебных заведений.
Калыш Чувакбаева предложила масштабнее отмечать Международный день инвалидов, приглашать людей с ограниченными возможностями из районов к участию в самодеятельности. Вывод напросился сам собой: инвалидам не хватает внимания. И дело не только в нехватке его со стороны органов социальной защиты. Небольшой штат работников не сможет в полной мере дать его тем, чьи интересы, не станем скрывать, находятся на одном из последних мест в нашем социуме. А между тем, дискомфорт, который испытывают люди с ограниченными возможностями, должен компенсироваться всемерной поддержкой государства и осуществляться местной властью, а также вниманием, помощью и соучастием всех членов общества.