Однодневный семинар-тренинг на тему «Предупреждение и регулирование трудовых конфликтов» прошел в Актау для представителей профсоюзных организаций, работодателей, менеджеров по персоналу и социальным вопросам. На семинар были приглашены заместитель акима области Бану Нургазиева, директор областной палаты предпринимателей Жанбырбай Доспаев, председатель ОО «Патриотическая инициатива» Галымжан Айтжанов. В качестве лектора выступила профессиональный тренер-медиатор международного класса из Алматы Бахыт Жумакаева.
Во время семинара к слушателям обратилась Бану Нургазиева, которая подчеркнула важность института медиации для казахстанцев, так как это веление времени, ведь наше общество интегрировано в мировое пространство, а значит, умея управлять конфликтами на бытовом, производственном уровне, люди, в итоге, учатся быть устойчивыми к воздействию внешних, глобальных факторов. Они являют собой образец цивилизованного человека, способного конструктивно принимать действительность, управлять ею и адекватно реагировать на вызовы времени. А это вполне соотносится с политическими задачами нашего государства.
Как сказала в интервью изданию лектор – Бахыт Даулетхановна, задача современной медиации, которая охватывает, в том числе и конфликтологию, перестать быть темой для муссирования, а перейти на более высокий качественный уровень и стать по-настоящему эффективным инструментом для разрешения конфликтных и спорных ситуаций в социально-трудовых отношениях.
– Задача профессиональных медиаторов – не просто применять новые социальные техники, но и внедрять их в общество, культивируя тем самым новый формат сознания людей, готовых к конструктивному подходу в решении возникающих социальных вопросов и осознанию собственной роли в них, – уточняет Бахыт Даулетхановна. – Вот, например, при возникновении конфликта в группе детского сада, как вы думаете, кто несет ответственность? Конечно, педагог! То же самое в школе, в рабочем коллективе, в регионе и так далее… То есть чем выше статус руководителя, тем больше у него ответственности. Тут, конечно, нужно различать понятия – не «виноват», а именно «ответственен». Разумеется, руководитель не всегда прямо виноват в том, что возник конфликт, хотя и тут масса нюансов. Но в виду того что именно в его руках сосредоточены все административные рычаги – человеческие и материально-технические ресурсы, власть, соответственно, ему делегировано право ими распоряжаться. Но не только право, но и ответственность! Он несет ответственность за то, как он использует свои полномочия: насколько грамотно руководит? Какой стиль руководства использует? В достаточной ли мере обладает необходимыми для руководителя качествами – гибкость, авторитетность, умение на ранней стадии увидеть проблему и грамотно ее разрешить? И так далее.
В ходе семинара Бахыт Даулетхановна рассказала об основных типах конфликтов и мы, полагая, что читателю будет интересно, приведем некоторые наиболее интересные аспекты. Например, существует три основных типа конфликтов: стремление к превосходству, проявление агрессивности и проявление эгоизма. А также существуют люди, обладающие высоким конфликтогенным потенциалом. Речь идет не о конфликтных людях, в привычном понимании, а именно о конликтогенных. Человек может даже и не догадываться, что он – конфликтоген, то есть потенциальный источник генерации конфликтов. При этом он может быть вежливым, образованным и весьма культурным…
Не менее интересной слушателям показалась, так называемая лестница эскалации конфликта, состоящая из ступеней: от конфликта средней степени напряженности до взаиморазрушения. Из девяти ступеней, лишь шесть имеют потенциал для более или менее продуктивного разрешения, а значит, приходим к выводу, что медиация не всесильна. Если конфликт все-таки дошел до третьего этапа, где стороны спорят уже не для того, чтобы решить проблему, а по принципу «конфликт ради конфликта» – стали врагами и готовы нанести вред, даже если придется навредить себе – медиация не поможет. Здесь работают принципы «зуб за зуб», противоположная сторона перестает восприниматься как одушевленный объект, а крайняя степень эскалации – «назад пути нет» и «вместе в пропасть»… Тут применение медиации уже невозможно – поздно…
Важно и то, какой стиль управления конфликтом применять. Например, принуждение сторон к миру лишь приглушит конфликт, избегание его – вообще не решение, приспособление – приведет к возникновению латентного, внутреннего конфликта, компромисс – ни одна из сторон не получит желаемого результата. Самый разумный стиль управления конфликтом – добиваться консенсуса – решения проблемы: когда стороны все-таки желают сохранить взаимоотношения, стремятся учитывать интересы друг друга, готовы искать решение, наиболее соответствующее интересам обеих сторон.
Иногда для разрешения конфликта его необходимо спровоцировать. Эта техника базируется на идее, что лучше вскрыть назревающий конфликт на ранней стадии, чем ждать, когда он назреет в полной мере и прорвется сам. В качестве примера можно привести бытовые, семейные отношения, когда супруга долго терпит выходки второй половины, но понимает, что если молчать и дальше – ничего хорошего не выйдет. И вот, сознательно «накрутив» себя, она приступает к выяснению отношений… То есть, она спровоцировала конфликт, предупредив таким образом его разрастание.
Кроме перечисленного, во время проведения тренинга слушатели узнали и много другой информации, с их участием проводились практические занятия, ролевые игры, отрабатывались медиативные навыки. Также программа семинара включала в себя демонстрацию отрывков известных советских фильмов, где наглядно представлены те или иные конфликтные ситуации, этапы их эскалации и так далее. Тренинг был организован Мангистауским областным советом профсоюзов при содействии областной палаты предпринимателей и ОО «Патриотическая инициатива».
*****
– Считаю, что проведение подобных тренингов очень актуально, – сказал в интервью газете «ОМ» один из слушателей курса, вице-президент АО «КаражанабасМунай» по кадровым и социальным вопросам Тарас Хитуов. – Современный темп жизни предполагает быстрое принятие решений, быстрые реакции в общении, но в спешке, как известно, очень легко выпустить из вида какие-то очень простые, но важные вещи, как внимательность, вежливость, соблюдение элементарных этических норм. Это, порой, может стать причиной будущего конфликта. Поэтому современному руководителю, да и любому человеку, важно уметь не только иметь высокие коммуникативные навыки, чтобы не допустить обострений, но и управлять конфликтом, если он все же возник. В этой связи, могу сказать, что сегодняшний семинар оказался очень полезным, мы узнали много интересного и, думаю, каждый из слушателей обязательно что-то возьмет себе на заметку и будет применять на практике. Было очень интересно.