Мы не даром возлагаем на нашу современную молодежь большие надежды: она – настоящее и будущее многоэтнического и многоконфессионального Казахстана. Молодежь задействована во многих происходящих сегодня в стране переменах. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством и обществом на первом плане. И от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей республики. Но часто ли мы, взрослые, на которых равняется молодое поколение, задумываемся над тем, какие сами испытываем чувства к стране, в которой живём? Задай кому из нас в лоб вопрос: «А ты любишь свою Родину?», согласитесь, он прозвучит для него, как гром среди ясного неба, а выражение лица станет таким, как если бы жена вдруг спросит у мужа после 50-ти лет совместной жизни: «Ты меня любишь?». Безусловно, мы искренне чувствуем себя патриотами, когда болеем за казахстанскую спортивную команду, когда поем гимн страны, когда в честь Дня Победы повесим на грудь георгиевскую ленточку, когда восхищаемся ветеранами войны, читаем о героизме старшего поколения. И при этом непременно вздохнем: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не та молодежь пошла, выродились патриоты»…
Ерлан Калиев, руководитель молодежного центра здоровья в городе Жанаозен, председатель общественного объединения «Рухани Мирас» в корне не согласен с такими воздыханиями.
– Человек должен быть патриотом своей страны, любить свою Родину без условностей, и без скидок на возраст. Не стоит сетовать на молодежь, нужно работать с ней. Без воспитания патриотизма у молодежи невозможно создать сильную державу. Не нужно многословий. Главное, надо работать так, чтобы дела не расходились со словом. Деятельность любого человека должна быть направлена на благо своей страны, приносить ей пользу. И это не просто красивые слова, которые, увы, сегодня зачастую произносятся многими впустую с высокой трибуны. Ты должен подтверждать это своими делами, болеть душой за будущее нашей страны, – говорит он.
«У тебя действительно сердце болит за молодежь?» – не удержалась я, чтобы не задать Ерлану вопрос с некоторой долей иронии (уж слишком он сам молод, и не пафосны ли у него самого слова?).
Ответ обескуражил меня – так обезоруживающе просто прозвучали слова моего собеседника:
– Конечно. Если не болело бы, может, я и дальше делал бы карьеру в госорганах или ушел бы в бизнес – кому сегодня деньги не нужны? Но я и впредь думаю работать с молодежью – насколько хватит меня, моих сил и здоровья. Каждый из нас, если он считает себя патриотом, сыном или дочерью своей страны, должен выработать в себе четкую гражданскую позицию – быть максимально полезным стране, людям, обществу.
Ну, а чтобы читатель имел представление о Ерлане Калиеве, несколько слов о моем собеседнике. Имеет два высших образования (оба вуза
– ГУ ТИ имени Ш.Есенова и магистратуру в КазНУ имени аль-Фараби – Ералан окончил с отличием, на красные дипломы). Еще обучаясь в университете, был активистом, лидером молодежно-студенческого движения, членом студенческого профсоюза, избирался председателем студсовета. После окончания вуза преподавал в школе русский язык и литературу. Затем работал в госорганах. И в будущем с его ораторскими способностями, энергичностью, трудолюбием, умением убеждать, находить общий язык с людьми Ерлану, думается, сделать блистательную карьеру на госслужбе было бы несложно. Но молодой человек выбрал работу в том направлении, где, на его взгляд, нужнее его навыки, умения, опыт, практика – работу с молодежью. Впрочем, предоставим слово самому Ерлану Калиеву.
– Наш центр, где молодежь может получить консультации и помощь психолога и социолога, был открыт в 2011 году в рамках госпрограммы «Саламатты Қазақстан». Мы разрабатываем новые программы, социальные проекты. В феврале текущего года нами начата широкомасштабная программа по оказанию профориентационной помощи выпускникам местных школ, и многие из них получили действенную помощь в выборе будущей профессии. Работаем и с маргинальной (проблемной) молодежью. Ни для кого это секрет, что в Жанаозене таких ребят хватает. С ними увещевания, убедительные слова не проходят. В работе с ними нужно руководствоваться другими методами. Благодаря спонсорским средствам мы приобрели специальные приборы из Германии, которые, конечно, стоят недешево, но, как говорится, цель оправдывает средства. Таких приборов нет даже в областном управлении здравоохранения. И слава богу, что у нас есть еще неравнодушные люди, которые искренне болеют всем сердцем за подрастающую молодежь, которым глубоко не безразлично будущее нашей молодежи, ее здоровье.
На этих приборах ребята воочию убеждаются, как табак, алкоголь или наркотические средства поражают сердце, легкие и другие жизненно-важные органы человека. На учащихся такая наглядная демонстрация действует отрезвляюще. Например, большинство курящих ребят в действительности не знает, как воздействует табак на организм, хотя в целом имеют представление об отрицательном воздействии сигарет. Во время встреч с учащейся молодежью мы используем такие презентационные материалы, как кукла-симулятор «курильщица Сью» (антитабачный презентационный чемодан), очки-симулятор «Опасность вождения в пьяном виде», демонстрируем химический эксперимент «Влияние спирта на белки». То есть мы стараемся довести до молодежи всю информацию о том уровне опасности, что угрожает курящим и так называемым «умеренно пьющим» парням и девушкам. Чтобы ребята могли воочию убедиться в этом, в куклу-симулятор через специальное устройство вставляем сигарету и через вставной насос демонстрируем, как оседают в легких и почках канцерогенные и другие вредные вещества, содержащиеся в сигарете.
Или другой эксперимент. На встречах с учащимися школ мы даем им возможность побывать в роли пьяного водителя за рулем: надеваем им специальные очки, симулирующие пьяное состояние человека, и просим их пройти препятствия. Конечно, в таком состоянии пройти даже самые несложные преграды удается нелегко. А если такая ситуация – пьяный водитель за рулем – действительно произойдет на дороге? Страшно даже представить последствия человеческой безответственности, глупости и халатности?! Как действуют подобные эксперименты на детей, думается, нет надобности говорить.
С городским отделом образования у нас составлен совместный план работы и график встреч с учащимися общеобразовательных учреждений. Среди учащихся 17 школ и одного колледжа города Жанаозен, где прошли встречи, демонстрация наших приборов произвела эффект взорвавшейся бомбы. Такие встречи, когда приводишь убедительные примеры, используешь наглядные видеоматериалы, слайды, технику, дает колоссальный эффект, чем просто слова-увещевания о вреде курения, наркотиков и спиртных напитков. Такие встречи с детьми нас обязывают подготовиться всесторонне. Стараемся выступать не только перед жанаозенскими учащимися, но и в Актау. Учителя просят проводить такие встречи в школах почаще.
Кроме того, мы выпустили книгу с дисками – методические рекомендации «Антиалкогольные беседы в школах» (1000 экземпляров), специально предназначенные для школ. В ней содержится методика правильного построения бесед по антиалкогольной тематике, причем, даются примерные планы бесед для каждой возрастной категории отдельно. Их мы направили в школы Жанаозеня, Актау и районов региона. Спрос на них большой.
Я не могла не поинтересоваться и деятельностью общественного объединения «Рухани Мирас», которое, как я думала, так или иначе носит религиозный характер. Как оказалась, к религиозной деятельности ОО «Рухани Мирас» не имеет никакого отношения, а ориентировано, по словам Е. Калиева, на развитие науки среди молодежи.
– Мы стараемся проводить большую работу в патриотическом плане, чтобы не был утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа, – пояснил он. – Проводим большое социсследование – комплексную диагностику, – которое начали в июне и планируем завершить в ноябре. Опрос состоит из разных блоков. Нам важно выявить отношение молодежи к религии, насколько патриотична наша молодежь, как она информирована о достижениях родной страны, о внутренней и внешней политике Казахстана и т.д. Это нужно для того, чтобы оценить уровень молодежи и на основании этих социследований дать конкретные рекомендации по улучшению эффективности молодежной политики. Мы хотим, чтобы наши рекомендации послужили отправной точкой для изменения ситуации среди молодежи, и, нужно сказать, их широко используют в практике. Эта работа проводится в рамках госсоцзаказа, который мы получили от управления по вопросам молодежной политики. Сегодня объезжаем города и районы области, встречаемся и анкетируем молодежь.
В отношении вопроса – какова роль религии в воспитании молодежи? –
нужно признать, что религиозное воспитание содержит в себе богатейший нравственный потенциал. Использование религиозного потенциала в духовно-нравственном становлении и формировании молодых людей обусловливает воспитание в них порядочности, чистоты помыслов и дел, верности народу, родине. Эти качества характеризуют нравственную личность и ее линию поведения и составляют по исламу высшие духовные силы и основу духовности и нравственности воспитанного молодого человека.
Нужно правильно использовать потенциал религиозного воспитания. Нельзя исключать опасность использования религиозного воспитания «лжепроповедников от ислама», прикрывающихся знаменем ислама, а на деле ничего общего не имеющего с ним. Ведь ни для кого не секрет, что существуют различные секты, вовлекающие в свои ряды подрастающее поколение и запудривающие им мозги, чтобы использовать ребят в своих интересах. Религиозное воспитание у нас нужно поставить на должный уровень, чтобы не дать молодежи оказаться под деструктивным влиянием у «лжепророков», чтобы дать юношам и девушкам представление о подлинной политической сущности тех религиозных партий и организаций, которые ломают жизнь молодых ребят. И эту работу нужно проводить всем обществом, чтобы не потерять нашу молодежь.
Помните у М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но прикосновение которого к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить». В этом и заключается определение всей сущности любви к Родине. Любви к своей Отчизне таких ребят как Ерлан Калиев. И дай бог им сил, энергии и терпения в работе с молодежью, подавая им пример для подражания и ориентируя подрастающее поколение на верность служения родной стране.