Культура общения в коллективе. Под таким названием в региональной палате предпринимателей прошел семинар-тренинг, в ходе которого в доступной форме тренер Айтжамал Ерубаева раскрыла самые актуальные вопросы для бизнесменов: что такое деловой этикет в эффективном деловом общении, культура внешности, служебный этикет взаимоотношений с коллегами и руководством, ведение делового разговора.
Общение – это основа любых отношений. От того насколько успешным оно будет, и зависит во многом качество отношений. А умение общаться – это очень важное качество в отношениях.
Основная цель проведение тренинга – формирование навыков этикетного поведения, необходимых для достижения успеха в родном коллективе, развитие коммуникативных способностей, усиление эффективности работы сотрудников за счет повышения деловой культуры.
Стоит отметить, что в 30-х годах прошлого века американский социолог Элтон Мейо основал доктрину «человеческих отношений». Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор в поле зрения экономистов, управленцев попали такие казалось бы эфемерные понятия, как чувства, настроения работников, взаимоотношения, возникающие в процессе труда. Прежде всего, это внедрение чувства принадлежности к своему трудовому коллективу как к единой семье, которое различными средствами массовой пропаганды внедряется в сознание работников. К примеру, проведение совместных праздников, спортивных соревнований, издание корпоративной газеты и т.д.
Айтжамал Ерубаева провела ряд практических заданий, чтобы участник семинара могли так сказать отработать предложенные темы. Так по предложению тренера слушатели разделились на парные группы. Был проведен уникальный тест личности. Участники получили возможность приобрести опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Например, двое участников группы сели друг к другу спиной и таким образом общались. Еще одним интересным вариантом беседы стало общение взглядом.
По словам тренера Айтжамал Ерубаевой, умение свободно и уверенно общаться, свободно выражать свои мысли, умение слушать собеседника, овладевать коммуникативными приемами сегодня необходимы каждому сотруднику.
– Такие тренинги я проводила с осужденными, а также в воинских частях. Ничто так не способствует устранению недоразумений, отрицательных предубеждений, взаимных антипатий людей, как их цивилизованное общение, включающее знание и владение навыками этикета, установление и поддержка личного контакта, выработка конструктивного стиля взаимоотношений и т.д. Думаю, что данный тренинг вызовет интерес и станет полезным для всех участников, – отметила она.
Кроме того, на семинаре также было уделено внимание теме – культура внешности. Как известно, огромное количество правил этикета связано именно с культурой внешности человека. И это не случайно. Внешний вид человека часто отражает его внутреннее, нравственное содержание. Психологи утверждают, что в 85 случаях из 100 люди составляют свое впечатление от первого знакомства с человеком по его внешнему виду. И изменить это впечатление в дальнейшем бывает очень трудно.
Как отметила Айтжамал Рамазановна, культура внешности человека – это необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. И чтобы это общение стало общением достойных воспитанных людей, стоит придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить французскую поговорку: «Нет людей некрасивых, есть люди ленивые!».
Внешний вид делового человека, подчеркнула тренер, один из ведущих факторов успеха, поскольку для потенциального партнера именно внешний облик (костюм, прическа, атрибуты) служит своеобразным кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах того или иного бизнесмена. Доверие вызывает только тот, кто хорошо одет и причесан, у кого есть чувство вкуса и меры. Можно сказать, что и в сфере бизнеса «встречают по одежке», а уж потом оценивают и другие качества – пунктуальность, четкость, квалификацию, верность слову и т.д. Именно поэтому к внешнему виду делового человека, его повседневному костюму (не говоря уже о торжественных случаях) предъявляется много требований.
– Я считаю, что подобные тренинги развивают у людей социальное чувство, терпимость, понимание ответственности перед другими, столь необходимые качества для жизни. Лично я получила реальные знания и понимание принципов, по которым развивается культура общения в коллективе и многое другое, – говорит начальник отдела региональной палаты предпринимателей Жаныл Кемеловна.
В заключительной части семинара Айтжамал Рамазановна ответила на многочисленные вопросы слушателей и выразила готовность продолжить сотрудничество. Семинар-тренинг закончился «свечкой дружбы», когда все участники встали в один круг, после чего тренер зажгла свечу, которую все по очереди передавали друг другу. В конце сотрудники региональной палаты предпринимателей произнесли добрые пожелания друг другу.