Как известно, 29 мая текущего года главы Казахстана, России и Беларуси, президенты Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Это событие открывает новые, широкие возможности для стран-участниц ,что позволит вывести Казахстан, Россию и Беларусь на следующий уровень евразийской интеграции. О том, что даст ЕАЭС нашему региону, в интервью корреспонденту «Огней Мангистау» рассказала заместитель акима Мангистауской области Шолпан ИЛЬМУХАНБЕТОВА.
— Шолпан Лазаревна, пожалуйста, расскажите о том, какие перспективы ждут нашу область в рамках созданного экономического союза?
— На сегодня Мангистауская область является одним из перспективных, динамично развивающихся регионов страны.
Интеграция, расширение и укрепление взаимовыгодных внешнеэкономических связей с зарубежными государствами были и остаются важнейшими приоритетами развития области.
Сегодня Мангистауская область осуществляет экспортно-импортные операции со 101 страной мира, в том числе экспортные операции с 41 страной, импортные операции с 99 странами.
Евразийский экономический союз является толчком к созданию полноценного союзного рынка. В целом возможности по развитию деловых отношений с Мангистау — не просто благоприятны, они — уникальны. Здесь сочетаются и условия, созданные государством, и целый комплекс местных факторов, обеспечивающих высокую эффективность совместного сотрудничества между странами Евразийского экономического союза.
К примеру, эффективным инструментом для привлечения инвестиций в нашу область является специальная экономическая зона «Морпорт Актау». Сейчас проводится ряд переговоров по открытию здесь ряда производств совместно с российскими компаниями, в основном в сфере машиностроения.
Кроме того, хочу подчеркнуть, что мы ожидаем определенный приток трудовых ресурсов. Опираясь на цифры, скажу, что сегодня у нас порядка одной тысячи граждан России и Беларуси трудятся на территории Мангистауской области. Если говорить в перспективе о тех проектах, которые мы планируем реализовать, исходя из их производственной мощности, можно сказать, что мы ожидаем приток также порядка одной тысячи рабочих для их реализации. Они будут представлены в качестве специалистов высокой квалификации. Нужны их знания в применении технологии и эксплуатации их уникального оборудования.
— ЕАЭС — интеграционное экономическое образование. Как складываются экономические отношения региона с участниками союза — Россией и Беларусью?
— Благодаря благоприятной и стабильной экономической конъюнктуре региона отмечается положительная динамика показателей взаимной торговли в рамках Таможенного союза.
В минувшем году темпы роста товарооборота Мангистауской области с Россией и Беларусью составили 113,2% (217,7 млн. долларов США, или 40 млрд. тенге), в том числе — с Россией они увеличились на 14% (207,4 млн. долларов, или 38 млрд. тенге), а с Беларусью — на 6% (10,3 млн. долларов, или 2 млрд. тенге).
Деловыми кругами Мангистау налажены контакты с компаниями из России и Беларуси, открыты совместные производства по выпуску различных товаров, транспортировке грузов, сырья и др.
В регионе на сегодня осуществляют свою деятельность 295 совместных предприятий в различных секторах экономики, в том числе с Беларусью — 4, с Россией — 123, основная деятельность которых — оптовая и розничная торговля широким ассортиментом товаров, техникой, электротехникой, а также строительство инженерных сооружений и др.
При этом объем уплаченных налогов действующими субъектами за 2013 год составил 56,3 млн. тенге, а за 5 месяцев текущего года — 49,4 млн. тенге.
Очень показателен пример роста объема экспорта в Россию и Беларусь. За 2013 год этот показатель увеличился в 11 раз и составил 21,3 млн. долларов. Основными товарами в структуре экспорта в Россию и Беларусь являются азотные минеральные удобрения, плавучие конструкции (суда), заправка авиа- и морских судов, а также экспорт шерсти.
— А какие интересные проекты планируется реализовать в нашей области?
— Мангистауская область планирует перенять опыт Беларуси по реализации агрогородка. Как известно, на сегодня у нас практически 85% продуктов питания завозятся извне. Из-за особенности климатических условий производство собственных продуктов у нас весьма низкое. Вся молочная и овощная продукция к нам завозится из России и Беларуси. Из Беларуси покрытие рынка молочных продуктов — порядка 30%. Несомненно, мы ожидаем в качестве одного из приоритетов создания ЕАЭС организацию совместных предприятий в области сельского хозяйства.
Несколько лет назад делегация из нашей области выезжала в Беларусь, чтобы перенять опыт создания агрогородков. Определенные договоренности с этой страной у нас уже есть. Есть хорошая база и в нашей области. У нас есть крупное хозяйство по разведению верблюдов и производства продуктов из верблюжьего молока. С Беларусью мы планируем реализовать проект по созданию агрогородка на территории нашей области.
Или еще пример. Cкоро в нашей области помимо авиа- и железнодорожных сообщений начнут действовать пассажирские круизные сообщения между Россией и Казахстаном. Каспий — это наша уникальная возможность для развития туризма. В свое время мы поднимали вопросы о необходимости развития туризма на Каспии. Первый проект, который был озвучен, и мы видели в нем хорошее практическое применение, — это организация круизных сообщений между странами Прикаспийского региона. К сожалению, этот вопрос рассматривается уже около 7 лет. Государство создало все необходимые условия, чтобы организовать круизные сообщения такого типа. Если говорить о пассажирских сообщениях между Россией и Казахстаном, то традиционно у нас сейчас, по большому счету, все-таки люди передвигаются авиатранспортом и железнодорожным транспортом. К примеру, из Актау до Астрахани можно долететь за 45 минут. А если говорить о развитии пассажирского паромного сообщения, то потребуется порядка 18‑20 часов, чтобы добраться до Астрахани. Исходя из этого, мы делаем акцент на том, чтобы развивать туризм через такие круизные маршруты.
Кроме того, как я уже говорила выше, на территории СЭЗ «Морпорт Актау» планируется открыть совместно с российскими компаниями ряд производств в сфере машиностроения.
Как известно, Армения является одним из кандидатов на вступление в Таможенный союз. С этой республикой у нас налажены тесные добрососедские отношения. К примеру, в 2013 году товарооборот нашей области с Арменией составил 398,0 тыс. долларов США.
На сегодня в Мангистауской области зарегистрировано три совместных предприятия с Арменией в двух отраслях экономики — электротехнические и монтажные работы, оптовая торговля широким ассортиментом товаров.
Будем надеяться, что и в дальнейшем продолжим активно сотрудничать не только с этой страной, но и с другими государствами, пожелавшими наладить взаимодействие с участниками Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
— Мангистау находится на пересечении нескольких важнейших траспортных коридоров, имеет уникальное транспортно-логистическое значение. Пожалуйста, расскажите об этом.
— В целом Мангистауская область как приграничный регион имеет мощный транзитный, транспортно-логистический и инфраструктурно-сервисный потенциал. Здесь проходят два международных транспортных коридора — ТРАСЕКА и Север — Юг, соединяющие Восточную Европу с Центральной Азией и Северную Европу со странами Персидского залива.
Стоит учесть, что в общем объеме железнодорожных и автомобильных перевозок региона, основная доля приходится на трансконтинентальные.
С целью увеличения и привлечения объемов транзитных грузопотоков через нашу территорию сегодня ведется реализация ряда инфраструктурных проектов.
Так, в 2013 году с участием глав государств Казахстана и Туркмении президентов Нурсултана Назарбаева и Гурбангулы Бердымухамедова было открыто прямое железнодорожное сообщение Узень — госграница с Туркменистаном. Этот коридор обеспечит выход грузопотоков из Казахстана в Туркменистан и далее в страны Персидского залива. Прогнозируется, что в общей структуре грузопотока по открытому железнодорожному переходу будут преобладать зерно, нефть и нефтепродукты.
До конца текущего года планируется открытие движения по железнодорожной линии Бейнеу — Жезказган, которая позволит обеспечить прямое сообщение центрального и западного Казахстана, сократить выход к порту Актау в среднем на 600 км.
Также ведется реконструкция автомобильной дороги Атырау — Актау, которая позволит использовать порт Актау в качестве перевалочной базы для транспортировки грузов по Каспийскому морю с привлечением значительной части грузопотока между Европой и Индией.
Что касается морских перевозок, то на сегодняшний день основной объем грузов, проходящих через порт Актау, больше ориентирован на страны Европы через порты Баку и Турции. Их основу составляют такие грузы, как нефть и контейнеры.
— Спасибо за интервью!