Объединенная судостроительная корпорация (российский государственный судостроительный холдинг со штаб-квартирой компании в городе Санкт-Петербург) предложила Казахстану малые артиллерийские корабли проекта 21632 «Торнадо». Такое предложение было сделано в ответ на запрос Министерства обороны Республики Казахстан, планирующего закупку кораблей для Военно-морских сил, размещенных на Каспии.
Корабль «Торнадо» – это разработка Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. Его особенность в том, что он одинаково хорошо может действовать как на мелководье (максимальная осадка составляет около двух метров) – на судоходных реках, в их устьях и в акваториях архипелагов, так и в открытом море. Водометные двигатели обеспечивают высокую маневренность и управляемость на малых ходах, а также значительную скорость на небольших глубинах, снижают шумность и ходовую вибрацию. На корабле нашли широкое применение так называемые stealth-технологии, придающие ему малую заметность. Наклонные плоские поверхности надстройки и фальшбортов рассеивают волны радиолокационных станций. Компоновка помещений и коридоров способствует свободному передвижению личного состава по кораблю без выхода на верхнюю палубу. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, численность экипажа в зависимости от модификации корабля составляет 29-39 человек. На «Торнадо» реализованы требования международной конвенции по предотвращению загрязнения моря MARPOL 73/78 и Венской конвенции по защите озонового слоя Земли.
Корабли «Торнадо» могут оснастить различным вооружением в зависимости от пожеланий казахстанских военных. Согласно российскому предложению, на «Торнадо» для ВМС Казахстана могут быть установлены реактивные системы залпового огня А-215 «Град-М», противокорабельные ракеты «Яхонт» или «Уран-Э», зенитные ракетные системы «Гибка».
Некоторые системы вооружения «Торнадо» не имеют аналогов для своего класса. Это и автоматическая 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190Э, предназначенная для поражения морских, береговых и воздушных целей, и пусковая установка МС-73 комплекса А-215 «Град-М», предназначенного для поражения площадных береговых целей, и турельная установка 3М-47 «Гибка» с ракетами «Игла» с тепловыми головками самонаведения. Средства ПВО дополняют две шестиствольные автоматические 30-мм артиллерийские установки АК-306 и два крупнокалиберных 14,5-мм пулемета МТПУ.
Стоит отметить, что в случае одобрения Казахстаном предложения российского судостроительного холдинга, появится возможность воспользоваться его услугами. А они весьма привлекательные. К примеру, судостроительная корпорация предлагает не только строительство и поставку боевых кораблей, но и техническую помощь при их строительстве на верфях заказчика. Новым направлением деятельности совершенствования эксплуатационной поддержки кораблей и судов является также создание региональных сервисных центров с системой поставки и хранения ЗИП на территории зарубежных заказчиков, а также техническое сопровождение в течение всего жизненного цикла корабля.
По словам главнокомандующего Военно-морскими силами Вооруженных сил РК контр-адмирала Жандарбека Жанзакова, помимо объединенной судостроительной корпорации Министерство обороны Казахстана провело переговоры с китайской компанией Poly Technologies, южнокорейской STX, турецкой Istanbul Naval Shipyard Command, нидерландской Damen Shipyard и немецкой Lurssen. Название седьмой фирмы, участвовавшей в переговорах, не уточняется.
Компании предложили Казахстану корабли водоизмещением от 500 до 1,7 тысячи тонн с различным набором вооружения, а также с наличием или отсутствием вертолетной посадочной площадки.
Следует отметить, что 25 мая 2014 года казахстанская компания Kazakhstan Engineering подписала с китайской Poly Technologies меморандум о взаимопонимании. Несмотря на то, что об этом документе было объявлено официально, его подробности не раскрываются. Соглашение может не относиться к планам Министерства обороны Казахстана приобрести новые корабли для ВМС на Каспии.
В настоящее время в Казахстане проводится тендер на строительство новой верфи неподалеку от порта Актау на Каспии. Эта верфь будет заниматься строительством военных кораблей и гражданских судов. Тендер на строительство предприятия проводится казахстанской нефте- и газодобывающей компанией «Казмунайгаз» и итальянской Eni. В перспективе к проекту планирует присоединиться и Министерство обороны Казахстана.