В Мангистау почтили память жертв политических репрессий. Двадцать восьмого мая в энергетическом колледже прошла конференция, посвященная самым печальным страницам советского времени – истории насильственных депортаций населения. Казахстан в 20-50 годы прошлого столетия стал местом депортации тысяч безвинных людей. По оценкам историков, жертвами репрессий в СССР стали 3, 77 млн. человек, из них около 500 тысяч – расстреляны.
Не забывается такое никогда
«Нельзя промолчать, как нельзя допустить повторения прежних кошмаров…» Именно эти строки говорят нам о том, в каком русле следует воспитывать молодое поколение.
– Советским правительством во главе со И.Сталиным была развернута массовая депортация целых народов, объяснявшаяся необходимостью укрепления безопасности государства, – рассказала заместитель директора Мангистауского энергетического колледжа, председатель Актауского филиала «АКК» Раиса Маденова-Хван. – Депортации подвергались целые народы, основная часть которых была депортирована в Казахстан. Тоталитарный режим превратил нашу страну в гигантскую резервацию, куда были сосланы сотни тысяч людей из разных регионов СССР. Только в середине 50-х годов политика государства по отношению к депортированным народам стала меняться. Сегодня республика Казахстан – полиэтническое государство, в котором каждая диаспора имеет широкие возможности для изучения родного языка, традиций и истории своего народа, но наряду с этим благополучием мы не должны забывать о годах скорби и боли, которые пришлись на долю наших предков, – обратилась она к студентам.
Сегодня, благодаря открытию многих архивных документов, появилась возможность дать объективную оценку масштабам репрессий и депортаций народов, попавших в жернова сталинских чисток. Поляки, немцы, калмыки, чеченцы и ингуши, евреи, балкарцы, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы, оуновцы, греки, армяне, корейцы, а также другие народы стали жертвами в то страшное время.
– Ежегодно мы проводим мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается 31 мая, – сообщила заведующая библиотекой Мангистауского энергетического колледжа Алисья Остапенко. – На встречах со студентами рассказываем о тех скорбных годах, устраиваем встречи с теми, кто волей судьбы оказался в числе депортированных на территорию Казахстана. Материалы на данную тематику, объединенные в собрание «Летопись горького времени», в нашей библиотеке собирались более 10 лет. Среди них статьи из газет, а также издания, часть которых представляют особую ценность.
Репрессии – это не только насильственное переселение народов, но гонения на всех, кто, по мнению властей, представлял опасность для государства. Тогда «врагами народа» мог стать буквально каждый, особенно пострадали, в том числе и в Казахстане, представители интеллигенции. Материалы о них также входят в собрание библиотеки колледжа.
Ужасы депортации
Они не могут говорить об этом без слез, но и слушать рассказы людей, чьи судьбы навсегда связаны с теми чудовищными событиями, без боли в сердце невозможно. Судьба депортированных народов была крайне тяжелой, свидетельством этому являются воспоминания очевидцев тех страшных событий.
Корейцы Дальнего Востока рассказали о бедах и лишениях, которые выпали на их долю. Основанием для переселения корейцев в Казахстан послужило постановление СНК СССР и ЦК ВКП от 21 августа 1937 года № 1428-326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». Представители данного этноса насильственно высылались «в целях пресечения проникновения японского шпионажа».
– Об ужасах того времени мне рассказали родители, но и в моей памяти осталось немало воспоминаний, – рассказывает 81-летний Эхман Ким. – Когда в 1937 году нашу семью из восьми человек выселили из поселка Сучан Приморского края, мне не было и пяти лет. Мы были мирными жителями, чей быт был обустроен, у нас не было и капли желания навредить Родине. Представители НКВД нагрянули неожиданно и вынудили собраться за 24 часа для переселения в Среднюю Азию. Дорога была очень трудной, нас везли в вагонах для перевозки скота. Тех, кто умер по дороге, не успевали похоронить, а сбрасывали с поезда, поскольку он должен был двигаться вперед. Спать приходилось на самодельных топчанах. В одном вагоне ютилось по несколько семей. Я до сих пор помню остановки в безлюдных степях, когда мы, дети, пытались выйти из вагонов, но нас жестко загоняли обратно. В дороге нас не кормили и не давали воды. Наша семья выжила благодаря провианту, который успели взять с собой. До места назначения – Гурьевской области в Казахстане доехали за три недели. Там нас высадили на безлюдном острове в Каспийском море. Взрослые стали рыть землянки, тогда мы выживали благодаря ловле рыбы. В 1938 году нас переселили в поселок Стахановский, где у родителей началась трудовая деятельность.
Депортация проходила в нечеловеческих условиях. Положение людей было ужасающим: начиная с некачественной санобработки прибывших, что приводило к различным эпидемиям, и заканчивая условиями работы и быта. На новом месте жительства они столкнулись с массой трудностей: голод, болезни, разобщение семей, смерть близких, унизительное клеймо «врага народа» – пережить это смогли далеко не все. Вынести все тяготы жизни, выпавшие на их долю, а иногда просто выжить помогли местные жители, которые с гостеприимством встречали представителей других национальностей.
– Это переселение мы знаем со слов наших родителей, мне тогда был один год, – рассказывает Юрий Хван. – Поздней осенью 1937 года нас переселяли большой семьей из двенадцати человек из города Находка, Приморского края. Пережить дорогу, растянувшуюся на месяц, удалось лишь восьми членам семьи – остальные умерли от голода. Спустя месяц тяжелой дороги нас привезли в Астрахань, откуда на баржах отправили на небольшой остров, находившийся перед устьем Урала, где мы пробыли три дня без воды и еды. После этого нас привезли в Гурьев. Это время так страшно вспоминать. Тогда мы выжили только благодаря казахским семьям, которые нас приютили и помогали, чем могли. Все члены нашей семьи сразу стали трудиться, у дедушки была бахча, он построил ветряную мельницу, с помощью которой поливались культуры. Некоторые семена овощей он вывез с Дальнего Востока и чудом сумел их сохранить.
Вынужденные оставаться на чужбине, корейцы внесли огромный вклад в развитие Казахстана.
Ким Эхман Авенирович окончил сельскохозяйственный институт в Пензе, по распределению попал в Уральск, через два года вернулся в Гурьев. Активная трудовая деятельность началась в одном из колхозов, где многое сделал: привез передвижные электростанции, восстановил имеющуюся технику, организовал курсы шоферов для чабанов, научил местных жителей прессовать сено, создал систему для полива бахчевых культур. В 1967 году переехал в Мангистау, где трудился в областном управлении сельского хозяйства начальником отдела механизации и электрификации сельского хозяйства. С любимой супругой живет уже пятьдесят лет. Сегодня у пенсионера трое внуков и семь правнуков, всех их учат добросовестному отношению к труду.
В 1967 году Хван Юрий Николаевич приехал работать в нефтяной отрасли региона и остался здесь трудиться на пользу края, поднимать Мангышлак.
Не следует также забывать, несмотря на все тяготы, депортированные народы стали опорой в тяжелое время для страны. Испытывая на себе недоверие властей и ограничения в правах, они разделили трудности советского народа. История помнит немало примеров того, как проявляя стойкость и героизм на трудовом фронте, они внесли большой вклад в Победу над фашизмом, что в истории Великой Отечественной войны значит не меньше, чем героизм на военном фронте.