Не поспорить – это мнение международных экспертов – наиболее значимыми проектами на территории евразийского континента являются Таможенный союз и Единый экономический союз, подготовительная работа над созданием которого ведется тремя странами-участницами ТС. Вхождение Казахстана в Таможенный союз, а позже и в Евразийское экономическое пространство, открывает широкие возможности для отечественных производителей. Неоспоримые выгоды и другие аспекты работы по внедрению этого пространства обсуждались в конце апреля на пресс-конференции в антимонопольной инспекции региона.
Полным ходом разрабатывается правовая база этого пространства, разработаны и утверждены 11 документов Единой экономической комиссии (ЕЭК), в том числе и модельный закон о конкуренции, который подписали главы трех государств в октябре прошлого года в г. Минск. Этот модельный закон включает в себя лучшие нормы из антимонопольной практики стран ТС, Западной Европы и США. С одной стороны, есть основания утверждать о защищенности национальных интересов, по факту интересов отечественных производителей. С другой, законодательство Казахстана уже отстает от него, несмотря на то, что модельный закон носит рекомендательный характер.
– Так, в Модельном законе «О конкуренции» содержатся антимонопольные требования к торгам, нормы по государственным преференциям и запросам котировок цен на товары, а таких норм в Законе РК «О конкуренции» попросту нет, – отмечает руководитель антимонопольной инспекции по Мангистауской области Алтынбек Акмурзаев. – В наше законодательство необходимо включить и нормы, которыми располагают антимонопольные органы стран Единого экономического пространства и могут применить в отношении казахстанских хозяйствующих субъектов, то есть антимонопольный орган Казахстана должен быть наделен возможностью применения зеркальных мер. Ко всему, это расширит полномочия антимонопольного органа, – говорит он.
Применение этих зеркальных мер, а значит, и внесение соответствующих дополнений в наше законодательство – обязанность Казахстана, как страны-участницы ТС. При подписании модельного закона, еще 24 октября 2013 года, решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств Казахстану поручено проинформировать ЕЭК, менее чем за год, о применении в законодательстве РК положений модельного закона. Для подготовки пакета озвученных изменений в действующее законодательство была создана межведомственная рабочая группа. Задача была поставлена перед ней очень понятная – разработать вышеназванный законопроект и внести его в Правительство и Парламент в 2014 году. Так что эта работа ведется достаточно активно…
Уже известно, что в законопроекте содержатся нормы по либерализации применяемых санкций в отношении бизнеса, оптимизированы правила ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, повышены эффективность рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и многое другое.
– Принятие этого законопроекта позволит конкурентному праву Казахстана выйти на более качественный уровень, пресечь ограничение конкуренции и защитить отечественных производителей, а значит, и избавиться от фактов демпинга, которые все еще имеют место, когда наши местные товаропроизводители, например, электроэнергии продают ресурсы российским потребителям дешевле, чем жителям Южного Казахстана, –говорит Алтынбек Амалханович.
Не только Казахстану предстоит применить зеркальные меры. Если в казахстанском конкурентном праве отсутствует 12 норм модельного закона, то в российском, соответственно, 7, а в законодательстве Республики Беларуси отсутствует 33 статьи, включенных в модельный закон.