По информации, прозвучавшей на совещании, проведенном областным департаментом Агентства по регулированию естественных монополий во главе с начальником Алтынбеком Акмурзаевым, в сфере оказания домофонных услуг выявлен ряд нарушений. Это официально выявленные нарушения, но есть еще и нарекания со стороны населения, которые имеют более широкий спектр.
К примеру, людей возмущает факт, что некоторые компании при том, что продали собственникам квартир оборудование – входную дверь с домофонным устройством при этом берут ежемесячную абонентскую плату за так называемое техническое обслуживание. Что в него входит не совсем понятно, так как домофон не ломается по расписанию, где-то он может выходить из строя каждый месяц, а где-то ни разу за весь год, так за что в этом случае платят пользователи?
Абонентскую плату домофонные компании устанавливают в одностороннем порядке, оставляя за собой единоличное право, повышать ее по собственному усмотрению. Надо сказать, что сумма при этом отнюдь не символическая. Сегодня в Актау действует всего две домофонные компании «СЕТ» и «ДомофонАктау», которые унаследовали и хозяйство компаний-однодневок, которые еще два-три года назад заполняли этот рынок – устанавливали домофоны, а затем бесследно исчезли. Теперь техническим обслуживанием этих домов занимаются две указанные выше компании. В этой связи уместно подчеркнуть, что в Мангистау на рынке данных услуг конкуренции нет, ниша не заполнена, и две перечисленные компании, практически, претендуют именоваться монополистами, хотя, пока им такой статус ДАРЕМ не придает.
В «СЕТ» абонплата составляет 380 тенге, а в «ДомофонАктау» – 300, в ближайшее время по понятным причинам ожидается повышение. Первая сдает свое оборудование в аренду, а вторая продает жителям подъездов, при этом и первая и вторая взимают абонплату за обслуживание. Конечно, каждая компания готова обосновать свои запросы – расходов немало, однако расходы также есть у каждого из жильцов подъезда, и все они тоже могут их обосновать, как и ожидания от компаний-услугодателей. Раз уж вопрос установки домофонов и взимания абонентской платы за его техническое обслуживание затрагивает права и интересы каждого потребителя, общество вправе ожидать от малого бизнеса социально ответственного отношения, наиболее ярким образцом которого являются нижеприводимые требования.
Так, анализ рынка данных услуг был проведен в нескольких регионах РК, и он показал наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях отдельных домофонных компаний. В частности инспекции по ВКО и городу Алматы провели 14 расследований в отношении 43 субъектов по фактам недобросовестной конкуренции. Она выражается в навязывании договоров на техническое обслуживание оборудования непосредственно при заключении договора на установку домофонной системы, а также антиконкурентных согласованных действиях в части установления и поддержания цен. Сумма, поступившая в бюджет, составила более 10 млн. тенге.
Данная работа была продолжена в 2013 и ведется в 2014 году: в ВКО – два расследования, в Карагандинской области – одно, в Западно-Казахстанской – два расследования. Инспекцией по городу Астане по настоящее время не завершено начатое в 2012 году предварительное рассмотрение сведений о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении 33 домофонных компаний. Однако в целом проведенная работа не дала положительного результата, в связи с чем, есть необходимость проведения среди населения широкомасштабной разъяснительной работы относительно прав потребителей, считают в агентстве.
Итак, первое, на что следует обращать внимание при установке домофона – на предмет заключаемого договора, при котором потребителям навязывается и техобслуживание домофона, что лишает возможности выбирать на свое усмотрение компанию для этих целей, которая предложила бы, возможно, меньшую абонплату.
Второе: при установке домофона можно заключать договор только на установку оборудования без его дальнейшего технического обслуживания, и прибегать к услугам домофонных компаний только в случае необходимости проведения ремонтных работ. Предполагается, что это экономически более выгодно – вызывать специалиста домофонной компании в случае возникновения проблем с домофоном, а не платить ежемесячную абонплату. В пользу этого свидетельствует и то, что не все виды ремонтных работ выполняются домофонной компанией в счет абонплаты – некоторые поломки оплачиваются жильцами дополнительно.
Третье: при заключении договора на установку домофонного оборудования следует требовать гарантийное обслуживание на гарантийный период самого оборудования, предусмотренный заводом-изготовителем. И только по истечении гарантийного срока заключать договор на техобслуживание.
Четвертое: при установке домофона требовать прописывания в договоре индивидуальных кодов доступа для каждой квартиры. При установке домофонной системы жильцам навязывается покупка электронных ключей, в то время как жильцы могли бы наряду с ключом открывать дверь с помощью кода (домофоны поставляются с кодовыми таблицами, в которых указываются четырехзначные коды для каждой квартиры).
Пятое: требовать от домофонных компаний ежемесячно составлять акт выполненных профилактических работ, в котором будет указано, какие работы подрядчик (домофонная, сервисная компания) выполнил, а заказчик (жилец или старший по подъезду) их принял и претензий не имеет.
Так, в соответствие со статьей 18 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение у исполнителя документа, подтверждающего факт оказания услуги.
Шестое: при заключении договора обращать внимание на стоимость предоставляемых услуг и условия ее изменения. Потребитель вправе участвовать при определении стоимости предоставляемых услуг. При этом результаты проведенных расследований показывают, что цены, предложенные домофонными компаниями, являются необоснованно завышенными и установлены в рамках антиконкурентных согласованных действий.
В дополнение к вышесказанному есть повод обратиться к населению с просьбой поделиться своими соображениями и нареканиями по поводу услуг домофонных компаний. Выявляя недоработки, делясь мнениями, мы сообща содействуем пресечению фактов нарушения антимонопольного законодательства и предупреждению нарушений прав потребителей.